Сегодня в России день траура в связи с трагедией, произошедшей в субботу. Ту-154, на котором летели в Катынь президент Польши Лех Качиньский и другие высокопоставленные члены польской делегации, разбился в лесополосе около 11.00 10 апреля, не дотянув 300 м до взлетно-посадочной полосы военного аэродрома «Северный» возле Смоленска. На борту находились 96 человек — 88 членов польской делегации и восемь членов экипажа. Выжить не удалось никому. Погибли президент, его супруга Мария, последний президент Польши в изгнании Рышард Качоровский, глава Института национальной памяти Януш Куртыка, вице-спикер Сейма Ежи Шмайдзиньский, руководитель президентской канцелярии Владыслав Стасяк, глава Бюро национальной безопасности Александр Щигло, министры в канцелярии президента Павел Выпых и Мариуш Хандзлик, генеральный секретарь польского Совета по охране памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник, заместитель главы МИД Польши Анджей Кремер, председатель Национального банка Славомир Скшипек, известные депутаты Пшемыслав Госевский, Збигнев Вассерман, Иоланта Шыманек-Дереш и Изабелла Яруга-Новацка. На борту оказались сразу несколько высших военных чинов: начальник Генштаба Франчишек Гонгор, главком ВМФ Анджей Карвета, командующий ВВС Анджей Бласик, командующий войсками спецназначения Влодзимеж Потасиньский, глава оперативного командования польской армии Бронислав Квятковский.
Как произошла катастрофа, в целом было понятно практически с самого начала. В условиях плохой видимости из-за сильного тумана Ту-154 при приземлении зацепился за верхушки деревьев и развалился на части.
Пока следователи продолжают расшифровку «черных ящиков» Ту-154, эксперты и очевидцы высказывают собственные версии. Предварительные данные свидетельствуют, что катастрофа не была связана с техническими проблемами на борту авиалайнера. За полгода до крушения самолет прошел капитальный ремонт, после которого ни одной жалобы от пилотов на неполадки не поступало.
Диспетчеры смоленского аэропорта рекомендовали экипажу не идти на посадку. При приземлении пилотам посоветовали уйти на второй заход и принять решение об уходе на запасной аэродром. В качестве резервных вариантов предлагались Минск, Витебск и Внуково.
Однако польский экипаж решил садиться. Летчики хотели выйти в район аэродрома, осмотреться, а потом уже принять решение, рассказали источники в смоленском аэропорту. Специалисты уже установили, что в момент посадки Ту-154 видимость в районе «Северного» составляла 400 м при нормативе в 1000 м и пилоты были об этом предупреждены. На расстоянии 1200 м от взлетно-посадочной полосы самолет зацепил крылом дерево высотой около 8 м, хотя высота полета в этот момент должна была составлять около 60 м. Затем авиалайнер продолжил сталкиваться с деревьями, получая все более сильные разрушения, и наконец рухнул на землю и загорелся.
Расшифровка записи переговоров диспетчера с экипажем подтвердила отсутствие технических проблем на борту. Авиадиспетчер аэродрома «Северный», руководивший полетом, дал интервью сайту lifenews.ru. По данным Минтранса, качество записи речевого самописца удовлетворительное, поэтому у следователей есть все возможности получить достоверную информацию по полету. Расшифровка параметрических самописцев, на которых зафиксированы данные о работе приборов Ту-154 в момент аварии, продолжается.
На месте трагедии уже обнаружены тела всех жертв катастрофы. Тело Леха Качиньского, которого опознал его брат-близнец Ярослав, в воскресенье спецбортом отправили в Варшаву прямо из Смоленска, а тела остальных погибших доставлены в Москву на опознание.
Прощание с погибшим президентом Польши состоится во вторник. Гроб с телом главы государства будет выставлен для прощания в президентском дворце. Дата похорон Качиньского пока не определена.
Из других жертв катастрофы по одежде и документам опознаны 24 человека. В Москву продолжают прибывать родственники погибших. См. полный список пассажиров разбившегося самолета.