Многие губернаторы и мэры начали осваивать блоги как жанр коммуникации с аудиторией задолго до того, как своя страница в ЖЖ появилась у президента. А уж после его призыва идти в интернет явление стало массовым. В Минпромторге сразу два официальных блога: у замминистра и у директора департамента автомобильной промышленности. Недавно открылся блог Минздравсоцразвития — он сделан на платформе WordPress, а не ЖЖ и интегрирован в официальный сайт. Мало кто из российских чиновников пользуется «Твиттером». Среди таких продвинутых юзеров — президент Дмитрий Медведев и представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин.
По оценкам Катерины Аксеновой, директора агентства «Стратег» и автора блога www.gov-gov.ru, сейчас в России около ста блогов чиновников. А Екатерина Егорова, президент группы компаний «Никколо М», ядром которой является Центр политического консультирования, говорит, что блоги есть уже у четверти губернаторов. «Спрос большой, и он нарастает, — говорит Егорова. — Ряд политиков и чиновников стали копировать Медведева. Есть политические фигуры, которые посредством блога создают психологическое поле, на котором пытаются вырастить новый интерес к своей фигуре, как, например, Татьяна Юмашева. И это в определенном смысле удается».
Какие ошибки чаще всего совершают чиновники-блогеры? «Плохо, когда блоги чиновников открывают на не приспособленных для этого официальных сайтах — без возможности комментировать, без подписки на обновления, без интеграции с привычным для многих пользователей LiveJournal», — отмечает Аксенова. А вот сами они пишут или нет — для дела значения не имеет.
Впрочем, определить это можно по наличию авторской интонации. Точно пишут сами замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов (его нет в нашем рейтинге, поскольку используется не платформа ЖЖ), губернатор Пермского края Олег Чиркунов и губернатор Никита Белых. «В их блогах много записей, которые никогда бы не смог позволить себе пиарщик или сотрудник пресс-службы», — отмечает Аксенова.
Большинству помогают пресс-службы, и в этом, по мнению Аксеновой, нет ничего плохого: «Никто же не ожидает, что тексты в блоге президента пишет сам президент, а проект отличный, очень важный и полезный». А вот PR-агентств, которые специализировались бы на ведении блогов чиновников, в России нет, утверждают опрошенные Forbes эксперты. Так что если вы чиновник и вам, как недавно Никите Белых, пришло предложение вести блог за деньги, проверьте, есть ли у конторы подобный опыт.
Forbes составил рейтинг популярности чиновников, которые ведут блоги на платформе LiveJournal — критерием было не качество контента и не активность автора, а количество френдов. Примечательно, что в двадцатку попали по четыре представителя от Кировской и Пермской областей. Причем некоторые из них заведены совсем недавно — приглашение френдить чиновника размещали в своих дневниках популярные губернаторы. Но дело не в одном лишь промоушене: в этих регионах блоги чиновников — рабочий инструмент, а не только PR-площадка.