К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Место под солнцем

Место под солнцем
Город Сочи и проект Сочи-2014 — параллельные миры. Станут ли они одним целым?

Сочинская Красная Поляна. Гребень горы Аигбы, высота 2320 м, верхняя остановка подъемника горнолыжного курорта «Роза Хутор». Конец апреля. Командировочные из Нижнего Новгорода кидаются снежками и фотографируют друг друга с голыми торсами по колено в снегу на фоне кавказских вершин. Моря отсюда не видно, но его близость ощущается — из-за влажности здесь особый снег. Француз Марк Тестю, облюбовавший Красную Поляну для экстремального катания еще в 1990 году, называет его «брызги шампанского».

Его фирма Yak & Yeti специализируется на хели-ски — забрасывает лыжников с вертолетов на склон, откуда они спускаются по снежной целине. Сейчас, правда, Тестю свернул бизнес на Красной Поляне: склоны, где рассекали экстремалы, превращаются в горнолыжные курорты. Подготовка к зимней Олимпиаде-2014 в полном разгаре. Проект Сочи-2014 курирует лично Владимир Путин (хотя формально за подготовку к Олимпиаде с октября 2008 года отвечает вице-премьер Дмитрий Козак).

По воле сверху

Приморский город однажды уже изменился до неузнаваемости по высокой воле. В 1926 году советское правительство приняло постановление об образовании Сочи-Мацестинского курорта общегосударственного значения — Сталин решил создать на этом месте всероссийскую здравницу. В 1933 году завершилась разработка генплана, предполагавшего строительство не только курортов, но и инфраструктуры на 30 км побережья. К 1940 году в 60 санаторно-курортных учреждениях, рассчитанных на 9000 койко-мест, отдыхало уже более 100 000 трудящихся в год. Инфраструктурой, оставшейся с 1930-х годов, Сочи пользуется до сих пор. Но скоро все будет по-другому.

 

На создание энергоснабжения, очистных сооружений, дорог и пр. будет израсходовано две трети олимпийской строительной сметы объемом 195 млрд рублей. Из 235 объектов, которые предстоит построить к 2014 году, всего 30 спортивных сооружений. «Олимпиада дала процессу модернизации инфраструктуры мощный импульс: без нее изменения не происходили бы такими темпами и на таком уровне», — говорит Илья Джус, пресс-секретарь Козака. Сейчас работы идут на 87 объектах, в них задействовано около 100 генподрядных организаций, 19 000 строителей, 2500 единиц техники. Рядом с Сочи строят по сути новый город — основные олимпийские стройки сосредоточены в Красной Поляне (так называемый горный кластер) и на Имеретинской низменности (прибрежный кластер).

Все спортивные объекты горного кластера, кроме санно-бобслейной трассы на территории курорта «Альпика-Сервис», строятся за счет инвесторов: «Газпром» на своем курорте на плато Псехако готовит трассы для лыжных гонок и биатлона, Нацбизнесбанк и Сбербанк — основные инвесторы «Горной карусели», где пройдут соревнования по прыжкам с трамплина и двоеборью. Больше всего медалей — 24 комплекта — будет разыграно на территории горнолыжного курорта «Роза Хутор» группы «Интеррос» Владимира Потанина. Тем, что Олимпиада пройдет в Сочи, страна обязана именно Потанину.

 

Вклад Потанина

В 2001 году Владимир Путин оценил катание в Красной Поляне, и правительство поддержало инициативу Олимпийского комитета России и администрации Краснодарского края о развитии этой территории как горнолыжного курорта. Как только политическая воля была проявлена, канадские специалисты по заказу «Интерроса» определили подходящие для строительства курорта места и разработали план. В 2003 году правительство определило границы участков Сочинского национального парка, подлежащих передаче в аренду для строительства курортов, и «Интеррос» учредил девелоперскую компанию «Роза Хутор». Проект, правда, почти сразу был заморожен из-за неопределенности с вопросом, за чей счет модернизируется инфраструктура Красной Поляны.

В 2006 году в МОК была подана заявка от Сочи на прием зимней Олимпиады. Она была отлично проработана: Потанин выделил не только деньги (компания была единственным спонсором подготовки заявки), но и кадры — председателем правления Заявочного комитета стала Елена Аникина, член правления «Интерроса». 5 июля 2007 года заявка Сочи выиграла, в августе Потанин получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

А в феврале 2009 года возобновились строительные работы на плато Аигбы. Если сначала «Интеррос» оценивал вложения в этот проект в $140 млн, то сейчас бюджет курорта — $1,5 млрд. «Достойное проведение Олимпийских игр — одна из задач. Наша главная задача — создать курорт мирового уровня», — говорит Александр Белокобыльский, исполнительный директор курорта «Роза Хутор». В июне 2010 года в одном из интервью Потанин заявил: «Это будет российский Куршевель». Кстати, именно он открыл французский курорт для российской элиты и в отличие от многих завсегдатаев до сих пор ежегодно приезжает в Куршевель именно кататься.

 

Впрочем, сочинские курорты куда менее удобны для горнолыжников, чем Куршевель с его 600 км трасс или любой другой европейский курорт, представляющий собой единую зону катания. Четыре системы подъемников Красной Поляны остаются разрозненными, и на каждую из них приходится покупать отдельный ски-пасс. О планах по их объединению ничего не слышно.

Оснащены курорты не хуже альпийских. Потанинские трассы проектировали западные специалисты. В феврале здесь уже прошли тестовые международные соревнования, этап Кубка Европы, после чего курорт впервые открыли для посетителей. Зимний сезон закончился только 9 мая, летом подъемники тоже будут функционировать: «Роза Хутор» рассчитывает зарабатывать круглый год и принимать не менее 1,5 млн туристов. «Я сам живу в Красной Поляне и вижу, что очереди на подъемники в «Альпике-Сервис», например, летом иногда бывают даже больше, чем зимой. Будем организовывать велосипедные прогулки, тарзанки и т. д.», — говорит Белокобыльский.

Вопрос с инфраструктурой тоже решается. Накануне Кубка Европы курорт уже переключился с дизель-генераторов на новую подстанцию. Если всему поселку Красная Поляна на 3500 жителей нужно 6 МВт, то только для создания искусственного снега на «Роза Хуторе» нужно как минимум 10 МВт: насосами воду из двух водоемов по трубам поднимают к пушкам, расположенным вдоль склонов, 153 из них уже работают, всего будет 300 пушек.

Добираться до Красной Поляны станет проще: РЖД строит от Адлера совмещенную дорогу для автомобилей и поездов. Когда трассу достроят, сюда можно будет доехать на скоростной электричке за полчаса.

Стройка века в Имеретинке

На КПП олимпийской стройки в Имеретинской низменности строгий пропускной режим: паспортные данные нужно подавать за три дня, для разового пластикового пропуска тут же делают фотографию, грузовики проверяют передвижным сканером.

 

Каждые семь минут к площадке, где московская компания «Ингеоком» строит Центральный стадион на 40 000 зрителей, подъезжает пятитонный миксер с бетоном — идет непрерывная заливка. Объект гигантский: на стройку уйдет 180 000 куб. м бетона и 24 000 т металла, что сравнимо с возведением небольшого жилого микрорайона и еще шести-семи мостов через Москву-реку. Здесь пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпиады, а еще через четыре года — матчи Чемпионата мира по футболу.

Неподалеку компания строит еще один объект — Ледовый дворец для фигурного катания и соревнований по шорт-треку. Всего пару лет назад, весной 2009 года, здесь было болото. Сейчас по очертаниям металлического каркаса можно представить, как дворец будет выглядеть через год — в 2012-м здесь уже пройдут первые соревнования. «Человеку, который здесь не работает, кажется, что вся стройка — форс-мажор. Первые два месяца, как только компании сюда попадают, — состояние легкого шока. А нам уже кажется, что все нормально. Ничего непреодолимого нет», — говорит Тимур Маджитов, директор сочинского филиала «Ингеокома». На двух объектах в Имеретинской долине работает в два раза больше специалистов, чем на любой московской стройке компании, — на 1200 рабочих приходится 200 инженеров.

Проекты такого масштаба, как олимпийское строительство в Сочи, страна реализует раз в несколько десятилетий. «Я человек далекий от идеологии, но здесь, на олимпийской стройке, действительно у всех горят глаза. Такое бывает раз в жизни», — говорит Маджитов из «Ингеокома». То же ощущение у сотрудников московской компании «Бамтоннельстрой», входящей в группу «СК МОСТ», которая строит дорогу Адлер — Красная Поляна на участке с 14-го по 46-й км. «В Сочи приехали наши специалисты, которые непосредственно участвовали в строительстве БАМа, — говорит заместитель главного инженера «Бамтоннельстроя» Егор Гридасов. — По их словам, здесь проект интереснее: и темп стройки быстрее, и геология сложнее».

На стройку в Сочи съехалась вся страна (чернорабочие, правда, почти все из стран СНГ). Евгений Филимонов, заместитель гендиректора омского НПО «Мостовик», одной из крупнейших в России проектно-строительных организаций, в марте 2009 года прилетел в Сочи налегке, с одним портфелем. Филиал в Сочи компания открыла еще до того, как выиграла тендер на первый из объектов: в кризисное затишье подготовка к Олимпиаде открывала строителям новые возможности. «Наверное, для большинства крупных компаний участие в олимпийских стройках не вопрос высоких заработков. Есть ресурс, который должен быть постоянно задействован, тогда он становится максимально эффективным и для нас, и для государства», — говорит Филимонов.

 

Сегодня у «Мостовика» в Сочи несколько крупных объектов — помимо Большой ледовой арены для хоккея с шайбой на 12 000 мест омичи строят санно-бобслейную трассу в Красной Поляне, три железнодорожных вокзала, транспортные объекты на трассе Адлер — «Альпика-Сервис», сети водопровода, канализации, теплотрассы, ливневые стоки и 40 км дорог в Имеретинской низменности. А в качестве инвестора «Мостовик» участвует в строительстве трехзвездной гостиницы на 700 номеров.

На олимпийских стройках трудятся около 3000 сотрудников компании, больше половины — из Омска. Организовали детский сад (многие приехали семьями), договорились об аренде бассейна и катка. Технику «Мостовик» тоже привел свою — что-то докупали, что-то привезли с других объектов. Компаниям, у которых нет своей материально-технической базы, здесь делать нечего. Даже арматурный цех производительностью до 30 т в сутки запустили свой, прямо на площадке. «На возведении олимпийских объектов задействованы организации, подобные нашей, — те, кто 70% работ в состоянии сделать собственными силами», — говорит Филимонов.

Реакция горожан

Вечер. Набережная Сочи. Пиво, шашлыки, форель, но не из горных рек, а из хозяйства местного ГУПа, что по дороге в Красную Поляну. Из всех заведений, рассчитанных на курортников, доносится шансон. В нескольких шагах — море. За последние пять лет здесь ничто не изменилось. Единственное напоминание о приближении Олимпиады — социальная реклама возле перехода через главную улицу города — Курортный проспект. Фотография детской хоккейной команды «Дельфин». Качество полиграфии неважное: лица у мальчишек и тренеров зеленовато-серые, отчего они кажутся совсем невеселыми. Подпись: «Мы ждем льда».

Городу достанется большое олимпийское наследство. И это не только инфраструктура. В администрации Сочи с подачи «Оргкомитета-2014» внедряют «зеленые» стандарты (отказываются от бумаги и выкручивают неэффективные лампочки), используют в работе айпады и с легкостью называют строящийся в Адлере шестиэтажный вокзал, где впервые в России все пространство над путями будет использовано под инфраструктуру, «интермодальным транспортным хабом». Как к неминуемо приближающейся Олимпиаде готовятся обыватели?

 

Их отношение передает комментарий к новости Оргкомитета об итогах конкурса на дизайн экосумки с олимпийской эмблемой среди школьников: «Воду включите, а потом уже свою Олимпиаду пиарьте». В тот день в Сочи действительно отключали горячую воду. «Пока Олимпиада — вещь в себе, — говорит Андрей Гусев, глава группы компаний «Единая платежная система» из Сочи. — Тысячи рабочих живут там же, где строят, и на потреблении города их количество не сказывается».

Негативный настрой большинства жителей объясним. Много шума наделало расселение жилых домов в Имеретинской долине и снос зданий в самом городе — мини-отели и коттеджи тех, у кого документы были оформлены ненадлежащим образом, оценивались ниже суммы инвестиций. Еще одно неприятное последствие большой стройки — пыль и пробки. Через город проходит одна дорога — Курортный проспект. И пока дублер не достроен, приходится подолгу стоять в пробках. Из-за стройки сокращается количество курортников, что лишает сочинцев основного источника доходов: из 3,8 млн туристов, ежегодно посещающих город-курорт, 85–90% предпочитают селиться в частном секторе, а не в гостиницах.

Предприниматель Дмитрий Богданов, директор туристической компании «Здоровый мир Сочи», упоминает также отсутствие менеджеров, способных успешно воплощать в жизнь проекты такого масштаба. «Строители есть. Есть те, кто запустит рекламу, проведет очередной саммит или торжество по случаю приближения Олимпиады, — говорит он. — Власти стараются, но не хватает опытных сотрудников от рядовых до первых замов».

Поучаствовать в подготовке Олимпиады довелось немногим сочинским компаниям. «Первая эйфория прошла, сейчас ожидания местного бизнеса разбиваются о требования, которые предъявляют к нему иногородние генподрядчики», — объясняет Андрей Гусев. Его компания организовала продажу билетов на Чемпионате мира по хоккею — 2000 и на Евро-2012, но решилась предложить свои услуги АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» только месяц назад.

 

Еще один повод не любить Олимпиаду — высотки, которые бессистемно (генплан появился только в 2010 году) построили в Сочи пришлые девелоперы в расчете на покупателей из Москвы и с севера. Сейчас большинство домов стоит вечерами с темными окнами — даже в купленных квартирах жильцы появляются только на время летнего отпуска.

Не останутся ли такими же пустыми 40 000 гостиничных номеров, которые должны построить к Олимпиаде в Имеретинской долине и в Красной Поляне, пока большой вопрос. «Мы верим в Олимпиаду и в Имеретинскую долину. Но очевидно, что сейчас гостиницы в Сочи строятся в таком количестве не по рыночным соображениям», — говорит Иван Кисеев, старший консультант отдела гостиничной недвижимости Cushman & Wakefield. Олимпиада дает шанс построить массовые семейные курорты для россиян, готовых тратить на проживание не более $100 в сутки. Но пока, говорит Кисеев, девелоперы предпочитают либо пятизвездные отели, либо некое подобие спальных районов. Окупаемость таких проектов вызывает сомнения. Кстати, персонал для гостиниц будут набирать, как и генподрядчиков, по всей стране — в Сочи рынка труда нет.

Сочи как город и Сочи как событие — две разные реальности. И если на стройках видно, что Олимпиада — завтра, то сам Сочи живет другим: курортный сезон в разгаре.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+