Сочинская Красная Поляна. Гребень горы Аигбы, высота 2320 м, верхняя остановка подъемника горнолыжного курорта «Роза Хутор». Конец апреля. Командировочные из Нижнего Новгорода кидаются снежками и фотографируют друг друга с голыми торсами по колено в снегу на фоне кавказских вершин. Моря отсюда не видно, но его близость ощущается — из-за влажности здесь особый снег. Француз Марк Тестю, облюбовавший Красную Поляну для экстремального катания еще в 1990 году, называет его «брызги шампанского».
Его фирма Yak & Yeti специализируется на хели-ски — забрасывает лыжников с вертолетов на склон, откуда они спускаются по снежной целине. Сейчас, правда, Тестю свернул бизнес на Красной Поляне: склоны, где рассекали экстремалы, превращаются в горнолыжные курорты. Подготовка к зимней Олимпиаде-2014 в полном разгаре. Проект Сочи-2014 курирует лично Владимир Путин (хотя формально за подготовку к Олимпиаде с октября 2008 года отвечает вице-премьер Дмитрий Козак).
По воле сверху
Приморский город однажды уже изменился до неузнаваемости по высокой воле. В 1926 году советское правительство приняло постановление об образовании Сочи-Мацестинского курорта общегосударственного значения — Сталин решил создать на этом месте всероссийскую здравницу. В 1933 году завершилась разработка генплана, предполагавшего строительство не только курортов, но и инфраструктуры на 30 км побережья. К 1940 году в 60 санаторно-курортных учреждениях, рассчитанных на 9000 койко-мест, отдыхало уже более 100 000 трудящихся в год. Инфраструктурой, оставшейся с 1930-х годов, Сочи пользуется до сих пор. Но скоро все будет по-другому.
На создание энергоснабжения, очистных сооружений, дорог и пр. будет израсходовано две трети олимпийской строительной сметы объемом 195 млрд рублей. Из 235 объектов, которые предстоит построить к 2014 году, всего 30 спортивных сооружений. «Олимпиада дала процессу модернизации инфраструктуры мощный импульс: без нее изменения не происходили бы такими темпами и на таком уровне», — говорит Илья Джус, пресс-секретарь Козака. Сейчас работы идут на 87 объектах, в них задействовано около 100 генподрядных организаций, 19 000 строителей, 2500 единиц техники. Рядом с Сочи строят по сути новый город — основные олимпийские стройки сосредоточены в Красной Поляне (так называемый горный кластер) и на Имеретинской низменности (прибрежный кластер).
Все спортивные объекты горного кластера, кроме санно-бобслейной трассы на территории курорта «Альпика-Сервис», строятся за счет инвесторов: «Газпром» на своем курорте на плато Псехако готовит трассы для лыжных гонок и биатлона, Нацбизнесбанк и Сбербанк — основные инвесторы «Горной карусели», где пройдут соревнования по прыжкам с трамплина и двоеборью. Больше всего медалей — 24 комплекта — будет разыграно на территории горнолыжного курорта «Роза Хутор» группы «Интеррос» Владимира Потанина. Тем, что Олимпиада пройдет в Сочи, страна обязана именно Потанину.
Вклад Потанина
В 2001 году Владимир Путин оценил катание в Красной Поляне, и правительство поддержало инициативу Олимпийского комитета России и администрации Краснодарского края о развитии этой территории как горнолыжного курорта. Как только политическая воля была проявлена, канадские специалисты по заказу «Интерроса» определили подходящие для строительства курорта места и разработали план. В 2003 году правительство определило границы участков Сочинского национального парка, подлежащих передаче в аренду для строительства курортов, и «Интеррос» учредил девелоперскую компанию «Роза Хутор». Проект, правда, почти сразу был заморожен из-за неопределенности с вопросом, за чей счет модернизируется инфраструктура Красной Поляны.
В 2006 году в МОК была подана заявка от Сочи на прием зимней Олимпиады. Она была отлично проработана: Потанин выделил не только деньги (компания была единственным спонсором подготовки заявки), но и кадры — председателем правления Заявочного комитета стала Елена Аникина, член правления «Интерроса». 5 июля 2007 года заявка Сочи выиграла, в августе Потанин получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
А в феврале 2009 года возобновились строительные работы на плато Аигбы. Если сначала «Интеррос» оценивал вложения в этот проект в $140 млн, то сейчас бюджет курорта — $1,5 млрд. «Достойное проведение Олимпийских игр — одна из задач. Наша главная задача — создать курорт мирового уровня», — говорит Александр Белокобыльский, исполнительный директор курорта «Роза Хутор». В июне 2010 года в одном из интервью Потанин заявил: «Это будет российский Куршевель». Кстати, именно он открыл французский курорт для российской элиты и в отличие от многих завсегдатаев до сих пор ежегодно приезжает в Куршевель именно кататься.
Впрочем, сочинские курорты куда менее удобны для горнолыжников, чем Куршевель с его 600 км трасс или любой другой европейский курорт, представляющий собой единую зону катания. Четыре системы подъемников Красной Поляны остаются разрозненными, и на каждую из них приходится покупать отдельный ски-пасс. О планах по их объединению ничего не слышно.
Оснащены курорты не хуже альпийских. Потанинские трассы проектировали западные специалисты. В феврале здесь уже прошли тестовые международные соревнования, этап Кубка Европы, после чего курорт впервые открыли для посетителей. Зимний сезон закончился только 9 мая, летом подъемники тоже будут функционировать: «Роза Хутор» рассчитывает зарабатывать круглый год и принимать не менее 1,5 млн туристов. «Я сам живу в Красной Поляне и вижу, что очереди на подъемники в «Альпике-Сервис», например, летом иногда бывают даже больше, чем зимой. Будем организовывать велосипедные прогулки, тарзанки и т. д.», — говорит Белокобыльский.
Вопрос с инфраструктурой тоже решается. Накануне Кубка Европы курорт уже переключился с дизель-генераторов на новую подстанцию. Если всему поселку Красная Поляна на 3500 жителей нужно 6 МВт, то только для создания искусственного снега на «Роза Хуторе» нужно как минимум 10 МВт: насосами воду из двух водоемов по трубам поднимают к пушкам, расположенным вдоль склонов, 153 из них уже работают, всего будет 300 пушек.
Добираться до Красной Поляны станет проще: РЖД строит от Адлера совмещенную дорогу для автомобилей и поездов. Когда трассу достроят, сюда можно будет доехать на скоростной электричке за полчаса.
Стройка века в Имеретинке
На КПП олимпийской стройки в Имеретинской низменности строгий пропускной режим: паспортные данные нужно подавать за три дня, для разового пластикового пропуска тут же делают фотографию, грузовики проверяют передвижным сканером.
Каждые семь минут к площадке, где московская компания «Ингеоком» строит Центральный стадион на 40 000 зрителей, подъезжает пятитонный миксер с бетоном — идет непрерывная заливка. Объект гигантский: на стройку уйдет 180 000 куб. м бетона и 24 000 т металла, что сравнимо с возведением небольшого жилого микрорайона и еще шести-семи мостов через Москву-реку. Здесь пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпиады, а еще через четыре года — матчи Чемпионата мира по футболу.
Неподалеку компания строит еще один объект — Ледовый дворец для фигурного катания и соревнований по шорт-треку. Всего пару лет назад, весной 2009 года, здесь было болото. Сейчас по очертаниям металлического каркаса можно представить, как дворец будет выглядеть через год — в 2012-м здесь уже пройдут первые соревнования. «Человеку, который здесь не работает, кажется, что вся стройка — форс-мажор. Первые два месяца, как только компании сюда попадают, — состояние легкого шока. А нам уже кажется, что все нормально. Ничего непреодолимого нет», — говорит Тимур Маджитов, директор сочинского филиала «Ингеокома». На двух объектах в Имеретинской долине работает в два раза больше специалистов, чем на любой московской стройке компании, — на 1200 рабочих приходится 200 инженеров.
Проекты такого масштаба, как олимпийское строительство в Сочи, страна реализует раз в несколько десятилетий. «Я человек далекий от идеологии, но здесь, на олимпийской стройке, действительно у всех горят глаза. Такое бывает раз в жизни», — говорит Маджитов из «Ингеокома». То же ощущение у сотрудников московской компании «Бамтоннельстрой», входящей в группу «СК МОСТ», которая строит дорогу Адлер — Красная Поляна на участке с 14-го по 46-й км. «В Сочи приехали наши специалисты, которые непосредственно участвовали в строительстве БАМа, — говорит заместитель главного инженера «Бамтоннельстроя» Егор Гридасов. — По их словам, здесь проект интереснее: и темп стройки быстрее, и геология сложнее».
На стройку в Сочи съехалась вся страна (чернорабочие, правда, почти все из стран СНГ). Евгений Филимонов, заместитель гендиректора омского НПО «Мостовик», одной из крупнейших в России проектно-строительных организаций, в марте 2009 года прилетел в Сочи налегке, с одним портфелем. Филиал в Сочи компания открыла еще до того, как выиграла тендер на первый из объектов: в кризисное затишье подготовка к Олимпиаде открывала строителям новые возможности. «Наверное, для большинства крупных компаний участие в олимпийских стройках не вопрос высоких заработков. Есть ресурс, который должен быть постоянно задействован, тогда он становится максимально эффективным и для нас, и для государства», — говорит Филимонов.
Сегодня у «Мостовика» в Сочи несколько крупных объектов — помимо Большой ледовой арены для хоккея с шайбой на 12 000 мест омичи строят санно-бобслейную трассу в Красной Поляне, три железнодорожных вокзала, транспортные объекты на трассе Адлер — «Альпика-Сервис», сети водопровода, канализации, теплотрассы, ливневые стоки и 40 км дорог в Имеретинской низменности. А в качестве инвестора «Мостовик» участвует в строительстве трехзвездной гостиницы на 700 номеров.
На олимпийских стройках трудятся около 3000 сотрудников компании, больше половины — из Омска. Организовали детский сад (многие приехали семьями), договорились об аренде бассейна и катка. Технику «Мостовик» тоже привел свою — что-то докупали, что-то привезли с других объектов. Компаниям, у которых нет своей материально-технической базы, здесь делать нечего. Даже арматурный цех производительностью до 30 т в сутки запустили свой, прямо на площадке. «На возведении олимпийских объектов задействованы организации, подобные нашей, — те, кто 70% работ в состоянии сделать собственными силами», — говорит Филимонов.
Реакция горожан
Вечер. Набережная Сочи. Пиво, шашлыки, форель, но не из горных рек, а из хозяйства местного ГУПа, что по дороге в Красную Поляну. Из всех заведений, рассчитанных на курортников, доносится шансон. В нескольких шагах — море. За последние пять лет здесь ничто не изменилось. Единственное напоминание о приближении Олимпиады — социальная реклама возле перехода через главную улицу города — Курортный проспект. Фотография детской хоккейной команды «Дельфин». Качество полиграфии неважное: лица у мальчишек и тренеров зеленовато-серые, отчего они кажутся совсем невеселыми. Подпись: «Мы ждем льда».
Городу достанется большое олимпийское наследство. И это не только инфраструктура. В администрации Сочи с подачи «Оргкомитета-2014» внедряют «зеленые» стандарты (отказываются от бумаги и выкручивают неэффективные лампочки), используют в работе айпады и с легкостью называют строящийся в Адлере шестиэтажный вокзал, где впервые в России все пространство над путями будет использовано под инфраструктуру, «интермодальным транспортным хабом». Как к неминуемо приближающейся Олимпиаде готовятся обыватели?
Их отношение передает комментарий к новости Оргкомитета об итогах конкурса на дизайн экосумки с олимпийской эмблемой среди школьников: «Воду включите, а потом уже свою Олимпиаду пиарьте». В тот день в Сочи действительно отключали горячую воду. «Пока Олимпиада — вещь в себе, — говорит Андрей Гусев, глава группы компаний «Единая платежная система» из Сочи. — Тысячи рабочих живут там же, где строят, и на потреблении города их количество не сказывается».
Негативный настрой большинства жителей объясним. Много шума наделало расселение жилых домов в Имеретинской долине и снос зданий в самом городе — мини-отели и коттеджи тех, у кого документы были оформлены ненадлежащим образом, оценивались ниже суммы инвестиций. Еще одно неприятное последствие большой стройки — пыль и пробки. Через город проходит одна дорога — Курортный проспект. И пока дублер не достроен, приходится подолгу стоять в пробках. Из-за стройки сокращается количество курортников, что лишает сочинцев основного источника доходов: из 3,8 млн туристов, ежегодно посещающих город-курорт, 85–90% предпочитают селиться в частном секторе, а не в гостиницах.
Предприниматель Дмитрий Богданов, директор туристической компании «Здоровый мир Сочи», упоминает также отсутствие менеджеров, способных успешно воплощать в жизнь проекты такого масштаба. «Строители есть. Есть те, кто запустит рекламу, проведет очередной саммит или торжество по случаю приближения Олимпиады, — говорит он. — Власти стараются, но не хватает опытных сотрудников от рядовых до первых замов».
Поучаствовать в подготовке Олимпиады довелось немногим сочинским компаниям. «Первая эйфория прошла, сейчас ожидания местного бизнеса разбиваются о требования, которые предъявляют к нему иногородние генподрядчики», — объясняет Андрей Гусев. Его компания организовала продажу билетов на Чемпионате мира по хоккею — 2000 и на Евро-2012, но решилась предложить свои услуги АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» только месяц назад.
Еще один повод не любить Олимпиаду — высотки, которые бессистемно (генплан появился только в 2010 году) построили в Сочи пришлые девелоперы в расчете на покупателей из Москвы и с севера. Сейчас большинство домов стоит вечерами с темными окнами — даже в купленных квартирах жильцы появляются только на время летнего отпуска.
Не останутся ли такими же пустыми 40 000 гостиничных номеров, которые должны построить к Олимпиаде в Имеретинской долине и в Красной Поляне, пока большой вопрос. «Мы верим в Олимпиаду и в Имеретинскую долину. Но очевидно, что сейчас гостиницы в Сочи строятся в таком количестве не по рыночным соображениям», — говорит Иван Кисеев, старший консультант отдела гостиничной недвижимости Cushman & Wakefield. Олимпиада дает шанс построить массовые семейные курорты для россиян, готовых тратить на проживание не более $100 в сутки. Но пока, говорит Кисеев, девелоперы предпочитают либо пятизвездные отели, либо некое подобие спальных районов. Окупаемость таких проектов вызывает сомнения. Кстати, персонал для гостиниц будут набирать, как и генподрядчиков, по всей стране — в Сочи рынка труда нет.
Сочи как город и Сочи как событие — две разные реальности. И если на стройках видно, что Олимпиада — завтра, то сам Сочи живет другим: курортный сезон в разгаре.