К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Трудности пересчета

Трудности пересчета
Разобраться в российском бюджете становится все труднее. Кому это выгодно?

Десятого октября Алексей Кудрин был назван министром финансов года по версии журнала Euromoney. Он получил награду за «усилия по сохранению сверхдоходов бюджета» и создание Стабилизационного фонда накануне кризиса. Если бы журнал при выборе победителя руководствовался критерием бюджетной прозрачности, то решение могло быть иным.

Во внесенном в Госдуму проекте бюджета 2011 года бросается в глаза объем закрытой информации, отмечает старший научный сотрудник Института экономики переходного периода Василий Зацепин. 15 из 43 приложений к бюджету имеют гриф «секретно» или «совершенно секретно». Речь в них, в частности, идет о распределении денег по различным ведомствам, реализации целевых программ, оборонном заказе и экспортных кредитах. Всего на секретные нужды государство планирует потратить 1,3 трлн рублей, или 12% от всех расходов.

По закону о гостайне руководители профильных ведомств вправе по своему усмотрению засекретить военную, разведывательную, научную, экономическую и внешнеполитическую информацию, разглашение которой угрожает национальной безопасности.

 

На обсуждение проекта бюджета в Минфине стало сложнее попасть сторонним специалистам — вход открыт только экспертам, имеющим доступ к секретной информации. По словам Зацепина, разработчики бюджета отнесли к государственной тайне не только половину расходов на национальную оборону, но и около 53% ассигнований на физическую культуру и 20% — на ЖКХ. На 99% засекречены расходы на органы безопасности и пограничной службы, на 87% — на исследования в области правоохранительной деятельности.

Эти данные не лежат на поверхности. Чтобы получить их, Зацепин сравнил данные о расходах бюджета по разделам в его несекретном приложении и информацию в пояснительной записке, где сумма таких ассигнований по многим статьям оказывается больше.

 

«Такая методика не позволяет судить о секретных затратах бюджета на различные нужды», — говорит сотрудник Минфина, занимающийся бюджетной политикой. По его словам, максимум, что можно выжать из доступных сведений, — общий объем засекреченных ассигнований. Для остального требуются более сложные расчеты.

Зацепин с этим категорически не согласен и настаивает на своих математических выводах, отмечая, что тенденция к засекречиванию существует уже не первый год: «Последние пять лет бюджет приобретает больше свойств злокачественной опухоли». В 2005-м Минфин перешел на новую бюджетную классификацию. Из-за нее многие существенные статьи расходов прячутся за безличными формулировками вроде «общегосударственные вопросы» или «международное сотрудничество». При этом законодатель стремится к краткости. «Ведомственные расходы Минобороны России занимают 30 страниц бюджета, а военного ведомства Германии — 160–200 страниц», — говорит Зацепин.

Его коллега по ИЭПП Владимир Назаров подтверждает: найти в бюджете нужные цифры порой бывает нелегко даже профессионалу. «Например, сколько тратится на федеральных чиновников, прямо из бюджета это не следует», — говорит он. По его словам, еще несколько лет назад можно было узнать, сколько государство планирует собрать различных налогов — теперь эта разбивка исчезла. В отдельную строку не выделяются расходы на капитальное строительство. О них теперь можно судить только по отчетам о приросте стоимости основных средств — а это не совсем одно и то же, говорит эксперт.

 

Председатель комитета по финансовым рынкам и один из самых эффективных лоббистов Госдумы Владислав Резник не испытывает подобных проблем. По его мнению, в бюджете достаточно легко разобраться даже неспециалисту. Несколько лет он был сопредседателем комиссии по обсуждению секретных статей расходов. Они проходят в закрытом режиме, но любой депутат может получить доступ к этим цифрам, утверждает Резник. В чем же причина секретности?

По словам аналитика из Экономической экспертной группы Елены Лебенинской, министерствам и ведомствам не выгоден прозрачный бюджет с минимумом секретных статей. «Никто не заинтересован в том, чтобы отчитываться, сколько они тратят, потому что может оказаться, что результата нет», — говорит она. По ее словам, даже в несекретных подразделах есть статьи «прочие расходы», за эффективностью которых проследить невозможно.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+