К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Михаил Прохоров и автомобиль по имени «Майкл»

Михаил Прохоров и автомобиль по имени «Майкл»
Глава группы «Онэксим» решил производить в России дешевые автомобили. Чем кончились аналогичные попытки его предшественников?

Группа компаний «Онэксим» собирается выпускать малобюджетные городские автомобили. Как сообщило РИА «Новости», об этих планах на встрече с Владимиром Путиным во вторник рассказал владелец группы Михаил Прохоров. «Прохоров проинформировал председателя правительства о разработке нового проекта по запуску производства на принципиально новой основе малобюджетного городского автомобиля с использованием передовых технологий», — сказал пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков. Путин, по словам пресс-секретаря,  высказался за «скорейшую проработку этого проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами».

Автомобильный проект Михаила Прохорова — уже третья за время президентства и премьерства Владимира Путина заявка на создание небольшого малобюджетного автомобиля компаниями, не имеющими отношения к автопроизводству.

В 2005 году был начат проект крупносерийного производства мини-автомобиля в Краснодарском крае. Была создана компания «Кавказ-М», которая объявила о начале строительства под Краснодаром автосборочного производства. Партнером выступала американская компания Venture Industry, которая декларировала себя как крупного разработчика стиля и концепции новых автомобилей и строителя прототипов.

 

Председатель правления компании «Кавказ-М» Владимир Токарев заявлял тогда, что за основу будет взята модель «Мишка» с пластмассовым кузовом, которая в качестве опытного образца была создана за несколько лет до этого. В связи с сотрудничеством с американцами модель переименовали в Michael. Машина должна была продаваться по цене от $3500, инвестиции в проект должны были составить около $400 млн, предполагалось, что они окупятся за четыре года. Для этого надо было бы продавать не меньше 200 000 «майклов» в год.

Эксперты не склонны были рассматривать проект всерьез, однако уже в 2006 году «Кавказ-М» получил для строительства завода участок в  Республике Адыгея. «Наш проект фактически станет градообразующим для Краснодара и одним из важнейших для всего Юга России. Именно поэтому он развивается при содействии аппарата полпреда президента в ЮФО», — говорил Владимир Токарев.

 

По его словам, у проекта был частный инвестор. Кроме того, предполагалось, что четверть машин будут «социальными», то есть по крайней мере часть затрат на них должно было субсидировать государство. В 2007 году должна была появиться пробная партия «мишек», однако завод так и не был построен. Недавно в Краснодарском крае начался судебный процесс: Владимир Токарев обвиняется в покушении на заказное убийство.

Инициатором второго похожего проекта стал бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. За основу собирались взять «Оку», но потом остановились все на том же «Мишке». Карпов создал компанию «Тула-Мишка-Москва», в которой возглавил Совет директоров. Он говорил тогда корреспонденту Forbes, что владеет 55% компании, но не раскрыл других инвесторов. Речь шла о производстве автомобиля, который можно было бы продавать примерно за $4000. Как предполагал Карпов, автомобиль должен был стать социальным, то есть, как и в предыдущем проекте, предполагалось, что по крайней мере часть денег предоставит государство.

Предприятие получило в аренду часть территории Тульского комбайнового завода. Сборочная линия так и не была построена. В отношении комбайнового завода недавно была инициирована процедура банкротства.

 

Недорогие модели автомобилей сейчас разрабатывают многие мировые автоконцерны. Первой стала Renault: еще в конце 1990-х ее тогдашний глава Луи Швейцер решил создать автомобиль самого нижнего ценового сегмента, который постепенно освободился из-за всеобщего дорожания автомобилей. Проект — Renault Logan — был реализован лишь к 2005 году.

Вскоре об аналогичных планах объявили Toyota, Volkswagen, GM. В большинстве таких проектов речь идет не об удешевлении существующих моделей, а о разработке дешевого автомобиля «с нуля», на что должно уйти несколько лет. Пока  свои планы в этой области реализовал лишь индийский промышленный гигант Tata. Но автомобиль Tata Nano ценой примерно $2500 не предназначен для экспорта в развитые страны. Его целевая аудитория — индийские владельцы мотороллеров. Сиденья у него не регулируются в продольном направлении, доступ к расположенному сзади мотору — через салон (заднее сиденье откидывается). У машины всего одно наружное зеркало, нет электростеклоподъемников и многих других атрибутов комфорта.

Группа «Онэксим» официально не сообщила, собирается ли она разрабатывать автомобиль собственными силами или в партнерстве с кем-то из мировых или российских производителей. До этого Прохоров не владел и не управлял активами в автопроме. Созданный им венчурный фонд «Группа Онэксим» занимается, в частности, инвестициями в разработку водородной энергетики и нанотехнологий. В среду от сторонних источников, близких к Михаилу Прохорову, стали известны некоторые подробности проекта и предполагаемая цена автомобиля — 8900 евро.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+