Самарская группа компаний СОК не прекращает попыток вернуться к управлению Волжским автозаводом. Летом этого года главный акционер СОК Юрий Качмазов заявил, что его группа готова спасти тонущий автогигант (СОК — миноритарный акционер завода), если его команду допустят к управлению. Руководство «Ростехнологий», которые сегодня контролируют «АвтоВАЗ», не приняло это предложение всерьез. СОК это не остановило — компания огласила доработанный план спасения «АвтоВАЗа».
Откуда такая настойчивость? По информации Forbes, Renault (владеет 25% акций завода) в рамках программы вывода «АвтоВАЗа» из кризиса как один из вариантов предлагает перенести на вазовские площади оборудование своего румынского завода Dacia. С 2004 года Renault производит в Румынии самые дешевые в своем модельном ряду автомобили Logan (платформа В).
Перенос производства полного цикла автомобилей Logan на «АвтоВАЗ» приведет к отказу предприятия от российских поставщиков комплектующих, крупнейший из которых — СОК. В 2008 году совокупная выручка нескольких десятков предприятий, входящих в группу, составила 104 млрд рублей. Опасения СОК понятны. Что предлагает миноритарный акционер?
Во-первых, провести аудит по всем аспектам деятельности завода. Начать с закупок сырья, комплектующих и оценки себестоимости каждой выпускаемой заводом модели и закончить продвижением и сбытом готовой продукции. В СОК уверены, что пассивность «АвтоВАЗа» как младшего партнера Renault через 3-5 лет убьет марку Lada, в результате чего модели французов заменят ее на российском рынке. СОК предлагает доработать и запустить отечественный продукт, сократить издержки, отладить сбыт и за несколько месяцев вывести завод на точку безубыточности (продажи по 50 000 автомобилей Lada в месяц). Особое внимание в программе уделено кадровой политике. Здесь говорится о создании компетентной команды, разработке системы мотивации сотрудников. И главное — в СОК считают, что увольнять людей на основе возрастного подхода недопустимо («АвтоВАЗ» планирует сократить 15 000 человек пенсионного и предпенсионного возраста). Они носители уникального опыта, уверяют в СОК.
Если их предложения не будут приняты и Renault станет на «АвтоВАЗе» главным, по словам источника Forbes в СОК, автокомпонентный бизнес группы компаний протянет 1,5-2 месяца. О потерях, которые уже понесла СОК из-за кризиса на «АвтоВАЗе», в группе компаний говорить отказались. Но они должны быть немалыми. За девять месяцев этого года было продано 270 000 автомобилей Lada — на 44% меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
«В целом у меня вызывает уважение участие в судьбе крупнейшего отечественного автопроизводителя, видно, что авторы хорошо знают внутренние реалии «АвтоВАЗа», — говорит по поводу предложений СОК Дмитрий Гулин, президент российской Ассоциации автомобильных дилеров. — Но, на мой взгляд, акционеры «АвтоВАЗа» скорее привлекут к управлению своих партнеров из Renault, у которых имеется богатый опыт реструктуризации Nissan».
В пресс-центре «АвтоВАЗа» Forbes заявили, что многочисленные программы и отчеты по предприятию (в том числе СОК) представляют очевидные положения и предложения. В Тольятти считают, что собственная программа реформ «АвтоВАЗа» гораздо шире и основана на более эффективных и радикальных мероприятиях. О возможном переносе в Тольятти оборудования Dacia на «АвтоВАЗе» говорить отказались. Так же поступили и в Renault. «Вариантов очень много, но пока ничего не подписано и определенности нет», — говорит Ольга Сергеева, представитель французского концерна в России.
Старший аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников считает, что контроль над «АвтоВАЗом» не отдадут ни СОК, ни Renault. «Перенос Dacia на завод может состояться, но не для увеличения будущей доли Renault, а для сохранения уже существующей, — говорит Таченников. — Это поможет удержать «АвтоВАЗ» от падения».