К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Куда едем? Будущее автопрома


Что будет с российским автомобильным рынком через пять лет

Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко сделал мрачный прогноз: российский автомобильный рынок в этом году, судя по всему, ужмется на 60%. В Минпромторге сейчас спешно готовят концепцию развития отечественного автопрома на период до 2020 года. С помощью экспертов Forbes попытался ответить на шесть насущных вопросов:

— Каким будет наш автомобильный рынок через пять лет? — Что будет с «АвтоВАЗом»? — Останется ли Lada самой продаваемой машиной? — Чем закончится история с Opel? — Запретят ли праворульные машины? — На каком топливе мы будем ездить через пять лет?

Если исходить из того, что экономический кризис к тому времени закончится, то спрос на автомобили снова возрастет и притом значительно. Председатель совета директоров группы Genser Игорь Пономарев указывает на невысокую нынешнюю автомобилизацию России — примерно 250-260 машин на 1000 человек (примерно вдвое ниже, чем в среднем в странах Западной Европы, и втрое ниже, чем в США). «Автопарк у нас очень изношенный. Как только люди почувствуют уверенность в завтрашнем дне, они снова начнут тратиться на машины», — полагает он. Но есть пессимисты, которые не верят в возможность восстановления и стабильного роста авторынка в ближайшие годы: эту точку зрения, например, разделяет основатель группы компаний «Рольф», депутат Госдумы Сергей Петров.

 

В любом случае на рынке будут укрепляться позиции иномарок российского производства. Директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что в случае переориентации «АвтоВАЗа» на лицензионную сборку доля российских марок может упасть до 10% (в 2008 году она составляла 22% от общего количества проданных в стране автомобилей). При этом Lada, скорее всего, останется самой продаваемой машиной. Но в целом доминировать на рынке в ближайшие годы по-прежнему будут автомобили, ввезенные из-за рубежа. По мнению старшего менеджера Ernst & Young Ивана Бончева, их доля увеличится примерно на треть (в этом году Минпромторг прогнозирует ее на уровне 50%).

Все эксперты сходятся на том, что праворульные автомобили постепенно исчезнут с рынка — при помощи новых регламентов автовладельцев в конце концов вынудят отказаться от такого транспорта.

 

Две вещи держат сейчас весь авторынок в напряжении: ситуация с «АвтоВАЗом» и предполагаемая покупка Opel консорциумом Magna — Сбербанк. По мнению Сергея Петрова из «Рольфа», «АвтоВАЗ», несмотря на привлечение Renault-Nissan к развитию предприятия, «останется компанией, живущей за счет налогоплательщиков и более здоровых секторов экономики». С ним согласен Иван Бончев из Ernst & Young. Игорь Пономарев из Genser замечает, что превращение «АвтоВАЗа» в эффективную компанию невозможно без радикального сокращения сотрудников, но власти пока не демонстрируют готовности пойти на этот шаг.

В отношении Opel очень многое еще неясно — параметры и условия сделки пока не определены. Сергей Петров считает ее очень рискованной. Игорь Пономарев называет аргумент об импорте технологий сказкой для тех, кто плохо разбирается в предмете (к слову, Genser — крупнейший дилер Opel в России). «Никаких рыночных драйверов я тут не вижу, — говорит он. — Если они и есть, то скрыты слишком глубоко».

Кардинальных изменений в топливной составляющей рынка эксперты в ближайшем будущем не ожидают. Сергей Целиков полагает, что на долю автомобилей, использующих альтернативные источники энергии (электричество, биотопливо и т. п.), через пять лет будет приходиться от 1% до 5% мирового рынка. Россия же, скорее всего, отстанет от мировых трендов. «Мы будем ездить на бензине, дизеле, частично на газе — на том, чего у нас много», — уверен Игорь Пономарев. По мнению Ивана Бончева, спрос на газ будет расти и доля комбинированных машин «газ-бензин» составит 30-40% от общего числа автомобилей в России. «Больших перемен в сфере топлива можно ожидать только через 10-15 лет», — прогнозирует Сергей Петров из «Рольфа».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+