Долговых проблем у меня не было. Сейчас же вариантов справиться с долгами не так много. А те, что есть, — не для всех. Тяжелее всего придется компаниям средней капитализации. Можно пробовать договориться с банком. Как говорил один американский миллиардер, «если вы задолжали банку $100, это ваша проблема. Если $100 млн, это уже проблема банка».
Но на реструктуризацию готовы пойти только крупные государственные банки, накачанные государственными деньгами, и не всегда по экономическим мотивам. Для частных банков это вопрос собственной состоятельности.
Можно просить помощи у государства. У нас, как и за океаном, предостаточно компаний слишком больших или слишком важных, чтобы разориться. Можно рефинансировать долг. Но банки кредитуют неохотно, потому что надежных заемщиков найти очень сложно. А IPO — дорогое удовольствие, которое могут себе позволить только крупные компании. Есть облигационные займы, в том числе еврооблигации, но и тут требованиям смогут соответствовать далеко не все. В конце концов, можно поделиться долей в бизнесе.
Хотя пик долговых выплат прошел, не все выдержат испытание долгом. Консолидация и передел собственности неизбежны. Неэффективным предприятиям и предпринимателям, выросшим на дешевой ликвидности, придется уйти с рынка.
Вообще возврат долгов — едва ли не самая важная часть системы контрактов в любой финансовой системе. Понимание этого можно найти еще в далекой древности, во многих древних законах и установлениях, будь то вавилонские законы Хамурапи, русский «Домострой» или индийская «Артхашастра». В соответствии с ними недобросовестный заемщик, кстати, подвергался не только имущественным взысканиям, но и самому серьезному общественному порицанию и остракизму. Многие же российские предприятия в тучные годы использовали трехзначное долговое плечо, рассчитывая чуть ли не на вечную возможность рефинансирования. Долговой рычаг давно стоило бы ограничить для всех финансовых и нефинансовых предприятий — по крайней мере пропорционально банковским нормативам.
Лучший способ справиться с долгами — брать не больше, чем сможешь отдать. За запоздалым советом обратимся к тому же «Домострою» XVI века: «Кто же расплачивается и управляется в срок, и всяких податей за собой не накапливает, а ненужного долгу за кем не водится и не растет он, так тот человек всегда свободен, живет независимо, и в жизни ловко, и после смерти детям оставит и наделы, и память».