Действительно, какие-то изменения происходят. Это связано и со свидетельскими показаниями в суде. И прекратили судебные преследования Алексаняна. Сказать что-то определенно трудно, потому что данная ситуация постоянно обсуждается в верхах. Во всяком случае у меня есть твердое ощущение, что появление в суде Христенко и Грефа было согласовано. Без этого они бы не пошли. Тем более, они выразили примерную позицию.
Теперь посмотрим на картину в целом. Первое, я считаю, что суд над Лебедевым и Ходорковским, а также разгром ЮКОСа — главное событие в правлении Путина. Если вы сравните какие-то другие дела, которые имели место в первое и второе правление, то ничего более значимого нет. Конечно, в этот список можно включить и те политические реформы, которые были проведены после Беслана и которые свернули основные достижения российской демократии.
По сравнению со вторым судом первый, Басманный, был торжеством правосудия. Там хотя бы были какие-то обвинения, можно было придираться и осуждать их, но все же они были. А здесь их обвиняют в том, что есть откровенная чушь. Прошло то время, когда руководство могло чихать на общественное мнение, на мнение Запада. Политика изменилась. Нельзя сказать наверняка почему. Потому ли, что теперь правит тандем Путина и Медведева, потому ли, что изменилась политика самого Путина — этого я сказать не могу. Но какие-то объективные изменения произошли. Важную роль сыграл и кризис. Я думаю, что Владимир Владимирович понимает, что ему придется отступиться, потому что вынесение обвинительного приговора в этих обстоятельствах будет выглядеть не просто вызовом, а позором. Запад готов принять позицию «стройте свою демократию как хотите, нам важно ваше мнение по другим вопросам». Но, видимо, пришло время, когда наши власти хотят выглядеть цивилизованно. Специалисты говорят, что приговор признает какие-то обвинения, но далеко не все и не те, которые являются самыми главными. Есть дело, касающееся Восточно-Сибирской нефтяной компании, там, наверное, что-то еще появится. Но большинство обвинений могут признать недоказанными и на этом дело закроют.