К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

АЭС: китайское качество

АЭС: китайское качество
После трагедии Фукусимы Китай готов вложить в атомную энергетику еще больше

Продолжающаяся катастрофа на японской АЭС «Фукусима» ухудшает отношение к ядерной энергетике в самых разных странах мира независимо от географического положения и политической ориентации.

Евросоюз намерен скорректировать свою энергетическую стратегию, Германия — раньше срока вывести из эксплуатации старые энергоблоки. Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что хочет заморозить планы развития атомной энергетики (венесуэльскую АЭС планировалось строить с участием Росатома).

 

Китай реализует крупнейшую в мире программу развития атомной энергетики, к участию в которой привлечены ведущие европейские, американские и российские производители оборудования для АЭС. Любое решение КНР по свертыванию этих проектов будет иметь тяжелые последствия для отрасли в глобальном масштабе. Как реагирует Китай на японские события?

По состоянию на начало года на китайские АЭС приходилось 1,15% установленной мощности энергетической системы страны, при этом 76% мощностей приходилось на угольные электростанции. Но КНР рассчитывает к 2020 году довести долю АЭС в производстве электроэнергии до 5%, то есть увеличить их мощность более чем в четыре раза. Сейчас страна имеет 13 атомных энергоблоков мощностью 10,8 ГВт, и уже одобрено строительство еще 34 энергоблоков, из которых по крайней мере 25 суммарной мощностью 27,73 ГВт уже начали строиться. По оценкам Китайской ассоциации атомной энергетики, в стране до 2020 года может быть построено 60 атомных энергоблоков.

 

Уже через два дня после начала японской трагедии, 13 марта, заместитель председателя Госкомиссии по реформам и развитию Госсовета КНР Лю Тенань заявил, что планы КНР по развитию атомной энергетики остаются неизменными. Позднее начальник Государственного энергетического управления КНР Чжан Гобао сделал целую серию заявлений, в которых указывал на безопасность применяемых в китайской атомной энергетике технологий по сравнению с японской АЭС «Фукусима» и на важность развития атомной энергетики для КНР.

Эта точка зрения представляется оправданной. «Фукусима» — старая АЭС, построенная до масштабных аварий на станции Three Miles Island и в Чернобыле. Даже в ту далекую эпоху ее конструкция вызывала критику: один из инженеров GE, участвовавших в сооружении станции 35 лет назад, даже подал в отставку из-за разногласий в вопросах обеспечения безопасности.

Китай приступил к сооружению своих первых АЭС лишь на рубеже 1980-1990-х годов (первая АЭС, Циньшаньская, введена в строй в декабре 1991 года). При этом постчернобыльский спад в отрасли в то время превращал КНР в ключевой рынок для производителей оборудования. Такие компании, как Areva или Westinghouse, реализуют в КНР свои передовые разработки, осуществляя при этом масштабную передачу китайцам технологий. Так же поступает и Росатом, построивший в КНР первую очередь Тяньваньской АЭС и экспериментальный реактор на быстрых нейтронах и планирующий соорудить там вторую очередь Тяньваньской АЭС и коммерческий реактор на быстрых нейтронах. Проблема эксплуатации и обеспечения безопасности многочисленных старых реакторов перед КНР не стоит.

 

В то же время зависимость китайской электроэнергетики от угольных электростанций уже превращается в препятствие для дальнейшего устойчивого развития. Помимо ущерба для экологии с угольной энергетикой связаны крупные логистические трудности: транспортная система страны перегружена перевозками угля из угледобывающих районов — в частности, Автономного района Внутренняя Монголия и провинции Шэньси — на восток страны. Кроме того, КНР уже несколько лет является крупным нетто-импортером угля, и импорт растет с каждым годом (в 2010 году он достиг 166 млн т). Возможности КНР по развитию гидроэнергетики ограничены природными факторами: значительная часть гидроресурсов находится в сейсмоопасной зоне. А потенциал других возобновляемых источников энергии остается пока скромным. Альтернативы атомной энергетике у КНР сейчас нет.

И все же в среду Госсовет КНР приостановил выдачу новых разрешений на строительство АЭС и приказал провести дополнительную проверку имеющихся ядерных объектов. Из заявлений китайских чиновников следует, что безопасности АЭС теперь будет уделяться больше внимания. Таким образом, можно ожидать скорее не сворачивания китайских проектов в области атомной энергетики, а их удорожания из-за дополнительных мер безопасности. И возможно, это даст некоторые новые возможности российским производителям ядерного оборудования. Недаром Росатом в качестве преимущества построенной им в Китае Тяньваньской АЭС называет наличие там «ловушки расплава активной зоны реактора», уникальной российской разработки, позволяющей локализовать последствия тяжелых аварий на АЭС.

В комментариях к этому материалу вы можете задать вопрос про атомную энергетику и аварии на АЭС директору Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Леониду Большову. Крайний срок — 14:00 17 марта.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+