Слухи о тектонических сдвигах в администрации президента — отставке нынешнего главы Сергея Нарышкина и назначении некой новой сильной фигуры — пока не сбываются. Дело даже не в том, что в команде президента Дмитрия Медведева нет достойных кандидатов. Тут был бы пост, а человека подберут. Причина совсем в другом. Слабеющая с каждым днем администрация может и не стать штабом приближающейся федеральной избирательной кампании. А если не станет, то новый глава ей не понадобится до мая 2012 года.
Начиная с 1999 года администрация президента позиционировалась в качестве наиболее эффективного инструмента достижения политических целей власти. В 2003-м и в 2007-м именно администрация становилась архитектором и кузнецом электоральных побед. В администрации согласовывались интересы местных элит, составлялись предвыборные списки партии власти, создавались штабные структуры кампаний по выборам президента РФ. Кампания 2007-2008 годов вообще была «под ключ» сделана двумя кремлевскими чиновниками — Сергеем Собяниным и Владиславом Сурковым. В администрации же работали и микроштабы преемников Владимира Путина: зам пресс-секретаря Путина Дмитрий Песков отвечал за Сергея Иванова, а начальник управления пресс-службы президента Наталья Тимакова — за Дмитрия Медведева.
Но пока не видно никаких признаков того, что именно администрация проведет страну через горнило полугодовой избирательной кампании. Штаб думской кампании «Единой России» де-факто создается в Доме правительства. Неопределенность с кандидатом на президентских выборах не позволяет приступить к созданию президентского предвыборного штаба в Кремле. Более того: любое кремлевское движение в этом направлении будет воспринято как объявление войны Краснопресненской набережной.
Даже главный политтехнолог страны Владислав Сурков по сути завис в межтандемье. Он продолжает играть роль координатора региональных кампаний «Единой России», но уже без всяких гарантий относительно будущих больших выборов. В такой же ситуации и его аппаратные противники — пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова и помощник президента Аркадий Дворкович. Они вольны в определении политической стратегии Медведева, но не имеют полномочий приступать к полномасштабной предвыборной подготовке в пользу своего патрона.
Ситуация непредсказуема и на понятийно-конституционном уровне. Политические полномочия администрации существовали всегда де-факто, но никогда де-юре. Нет документа, в котором написано, что за большие выборы отвечают кремлевские чиновники и не отвечают чиновники аппарата правительства или функционеры правящей партии. Право на организацию предвыборной кампании принадлежит им лишь прецедентно («мы уже это делали») и никак иначе.
Указаний на начало подготовки думской кампании может быть несколько. Главное — начало верстки избирательных списков партии власти. Этого не происходит. Причем по сравнению с предыдущим циклом отставание составляет уже почти полгода. Осенью 2006-го первые номера в проблемных регионах были уже известны и согласованы. Также были более или менее понятны квоты губернаторов, администрации, самой партии, олигархата и прочих крупных игроков в этом списке. Сегодня даже успешные и раскрученные депутаты Госдумы не знают, попадут ли они в следующий думский состав. И не понимают, с кем именно следует начинать переговоры о продлении абонемента в здание в Охотном Ряду.
Происходящее в правительстве позволяет предположить, что списки будут верстаться именно там, а не в Кремле. Тандем из главы аппарата правительства Вячеслава Володина и пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова пока не приступил к этой работе. Но, как утверждают чиновники Белого дома, уже установил доверительные отношения и пробует свои силы в совместном политическом творчестве. Даже если у них пока нет поручения сверстать список, внешнее давление (намеки депутатов и губернаторов, силовиков, крупного бизнеса) вынудит Володина и Пескова начать делиться информацией между собой, а потом и доносить ее до начальника. Работа начнется как бы сама собой, а ее предварительные результаты могут и не попасть в Кремль.
Интрига, таким образом, будет затягиваться ровно столько, сколько необходимо лидеру партии Владимиру Путину. И даже оглашение первой, федеральной тройки списка «Единой России», которое произойдет в октябре, не раскроет никому никаких карт. Наиболее вероятные пока варианты — только Путин; Путин, Медведев и Собянин; Путин и один Собянин. О будущем президенте такое начало списка не говорит ничего. Даже тем, чьи фамилии будут туда внесены.