Не знаю, напевает ли премьер Владимир Путин по утрам «Нас водила молодость в сабельный поход», читая об удачных покупках своих друзей и знакомых, но сегодня не грех и спеть. Друг и партнер по дачному кооперативу «Озеро» Юрий Ковальчук снова удачно вложился. Как пишет «Коммерсантъ», он недорого купил 25% акций ОАО «Первый канал», став единственным в России частным совладельцем сразу трех федеральных кнопок — РЕН и Пятый у него уже были. Хорошая покупка друга — повод для радости, особенно если эта покупка может пригодиться самому.
Через три месяца после того, как симпатичный, похожий на популярного киноартиста Сэмюэла Джексона молодой человек Джон Манн из Millhouse Романа Абрамовича дал развернутые пояснения относительно невозможности такой продажи — «у нас нет желания продавать наши акции», — акции оказались-таки там, где и предсказывалось. Вместе с упомянутыми выше телеканалами, газетой «Известия» и 49%-ной долей в «карликовой березе» (copyright Олега Кашина) российской журналистики — холдинге «Ньюс Медиа». Все вместе по весу вполне потянет на ту самую психотронную пушку, которую в известном в интернете месте иногда любовно поглаживает Владимир Владимирович.
Вялые опровержения трехмесячной давности со стороны прежнего владельца 25% «первой кнопки» не должны никого вводить в заблуждение. Возможно, в ноябре Роман Абрамович и собирался выдержать первую кавалерийскую атаку на свой актив, но к танковому удару он оказался явно не готов. Что было причиной публичных опровержений, выяснить уже не удастся, но буйная фантазия может подсказать пару версий. От желания сохранить политическое «семейное» лицо до желания плотно поторговаться и получить приличную цену.
Если эта покупка не история про «империя наносит ответный удар», то я не знаю, что называется «ответным ударом». Тем более что скромные притязания президента Дмитрия Медведева на любовь СМИ и даже сыгранная им роль всероссийского исполнителя желаний в киноленте «Елки» рядом с такими сделками просто не лежат. Не лежат с ними рядом и как бы дружественные нынешнему Кремлю медиахолдинги, вроде холдинга Алишера Усманова, жемчужина которого то ли заложена в ВТБ, то ли не заложена, то ли уже выкуплена, а может, и вовсе оставлена в оперативное управление залогодержателю.
Такой «ответный удар» есть, на мой взгляд, именно мощная политическая манифестация воли к жизни, в наличии которой у премьера некоторые скептики в последнее время сомневались. И ничто другое. Теперь всем понятно: воля есть, с друзьями и деньгами у друзей тоже все в порядке. По сути, Путин теперь ничем не хуже друга Сильвио, только тот владеет активами сам, а Путин может порадоваться за старых знакомых. В любом случае, сделка, иронично окрещенная «Коммерсантом» «Юрий Ковальчук + 1», знаменует собой переход политической ситуации в стране от вялотекущего вальса к бодрому победоносному маршу.
Если учесть, что некоторое количество других друзей премьера может вполне удачно пошопиться и в ходе объявленной правительством глобальной приватизации, происходящее легко можно назвать «захватом командных высот» в медиасырьевой отечественной экономике. Итоги этого сезона покупок, если он пройдет гладко и по плану, несколько девальвируют стоимость «Кубка 2012». Сделав президентский пост в России еще более «как бы политическим», но значительно менее ценным.
Все это к концу года может стать очень похожим на историю Гарри Поттера наоборот. Представьте, что Тот-кого-нельзя-называть не стал узурпировать власть в Министерстве магии, а наоборот — честно купил на торгах весь Хогвартс с потрохами, оставив силам добра анклавный Гриффиндор-Сколково для удовлетворения личных амбиций. Глядишь, и вместо игры с нулевой суммой сказка бы превратилась в явь, где под одним солнцем расцветают сто цветов. Пока же все любители сказок и подсчетов денег в чужих карманах идут за попкорном — новые покупки не за горами. Ориентир — следующие объекты из графика премьера. Первый канал он посетил ровно неделю назад.