Россия все больше отстает от других стран в улучшении делового климата
Очередной ежегодный рэнкинг Всемирного банка Doing Business, оценивающий качество делового климата в 183 странах, опустил Россию с 116-го на 123-е место — в третью треть. За год в мировом соревновании по качеству госрегулирования Россию обогнали мощные соперники: Никарагуа, Свазиленд, Уганда, Бруней и Маршалловы острова. Из крупных развивающихся стран Россия все еще опережает только Бразилию (127-е место), Иран (129-е), Индию (134-е), Нигерию (137-е), Украину (145-е) и Филиппины (148-е).
Справка Forbes: Нынешний выпуск рэнкига ВБ оценивает изменения, которые произошли с июня 2009-го по июнь 2010-го. Данные о деловом климате по всему миру собирают более чем 8200 юристов, консультантов, экспертов по логистике и т. д. ВБ не оценивает важные для делового климата элементы вроде макроэкономической стабильности, развития инфраструктуры, уровня безопасности, качества и наличия рабочей силы. Оценивается 9 индикаторов: легкость процедур открытия и закрытия бизнеса, уплаты налогов, получения кредитов, регистрации собственности, получения разрешений на строительство. Еще ВБ ранжирует страны с точки зрения защиты инвестиций, затрат на принудительное (через суд) выполнение контрактов и условий международной торговли. С этого года ВБ в пилотном порядке оценивает положение дел в области подключения к энергосети. А вот условия найма и увольнения работников временно выведены «за штат» рэнкинга: ВБ меняет методику оценки данного индикатора.
В тридцатке лидеров перемены минимальны. Но лидеры не стоят на месте, а продолжают реформы, улучшающие регулирование бизнеса. Особенно развивающиеся и северные страны (Канада, Швеция, Дания). На первых местах по-прежнему Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, Великобритания и США. Наибольшего прогресса добились, поднявшись на 10 и более мест, Казахстан (с 74-го на достойное 59-е), Перу, Чили, Руанда, Чехия, Вьетнам.
Казахстан ВБ в этом году особо отметил как «чемпиона модернизации» (в недавние годы столь же быстрый прогресс показывали Грузия, а затем Белоруссия). Там упрощены условия регистрации бизнеса. Получение разрешений на строительство стало зависеть от уровня риска, с которым сопряжена эксплуатация строений (до 1000 кв. м — ускоренная процедура). Введена автоматизированная система таможенного контроля, тоже ориентированная на «профили риска». Сокращено время и количество документов, нужных для прохождения таможни. Компании становятся прозрачнее — расширено количество сделок, связанных с конфликтами интересов, информацию о которых необходимо раскрывать.
Ухудшение положения России в списке ВБ описывается состоянием «отцепленного вагона». Дело не в том, что у нас ситуация с регулированием бизнеса как-то резко ухудшилась. А в том, что она улучшилась незначительно — в то время как другие страны двигались вперед намного более энергично.
Кризис 2007-2010 годов заставил несколько развитых стран улучшить процедуру банкротства — во время кризиса важно быстрое судопроизводство и своевременный переход активов в руки платежеспособного собственника. Интенсифицировались реформы в Восточной Азии — пять лет назад реформы, смягчающие регулирование, проводили 8 экономик из 24, а в этом году — 18. Наиболее активно реформируют регулирование в Индонезии, Малайзии и Вьетнаме (открытие бизнеса, разрешения на строительство, регистрация собственности, создание кредитных бюро). Сингапур полностью перешел к электронной системе регистрации фирм, Корея ускорила и упростила прохождение таможни в портах, что должно сэкономить бизнесу $2 млрд.
Общемировым трендом стало улучшение бизнес-климата за счет внедрения электронных систем регулирования. Они позволяют упростить административные процедуры, синхронизировать действия разных агентств. Координация служб при регистрации бизнеса стала делом совсем обычным. Но Колумбии удалось таким образом упростить регулирование строительства, а Никарагуа — пересечение границы. В Сингапуре, где делать бизнес проще всего, разрешения на строительство можно получать онлайн уже с 2008 года. Недавно в Дании ввели новую электронную систему регистрации земельной собственности, а в Британии стало можно подавать в электронной форме иски в арбитражные суды.
Электронное регулирование способно довольно сильно упростить жизнь бизнесу, но это не панацея от неэффективности. Так, в Испании ввели электронную регистрацию недвижимости еще восемь лет назад. Но большинство документов до сих пор нужно подавать в бумажном виде.
22 страны стали использовать индикаторы Doing Business как внутренние ориентиры для реформ, проводимых правительством. Среди них Индия, Малайзия, Египет, Грузия, Казахстан, Киргизия. Индия в начале пути: там после многих лет регулятивного застоя начались реформы. Но пока в основном на региональном уровне и связанные с переводом взаимодействия фирм и государства в электронную форму.
АТЭС (страны Азиатско-Тихоокеанского региона), чей саммит Россия готовится провести во Владивостоке в 2012 году, запустил программу, цель которой — сделать к 2016 году ведение бизнеса на четверть дешевле, быстрее и проще по сравнению с 2009-м. Измерив путем опроса основные сложности фирм, АТЭС выделил пять проблемных областей для стран региона: открытие бизнеса, получение кредитов, принудительное выполнение контрактов, международная торговля, строительные разрешения. Вероятно, когда политические лидеры увидят условия ведения бизнеса на российском Дальнем Востоке, они получат дополнительный импульс к прогрессивным преобразованиям.
В России ситуация по сравнению с прошлым рэнкингом изменилась мало. Позорным элементом в госрегулировании остается надзор за строительством. Хотя этой темой активно занимался еще президент Дмитрий Медведев в рамках своей предвыборной компании, по регулированию строительства Россия, как и год назад, на 182-м месте из 183. В процессе строительства у нас нужно получить 53 согласования и разрешения (в Дании, Новой Зеландии, Швеции, Грузии — всего 6-10), на это нужно 540 дней (в Сингапуре, Корее, США, ОАЭ — 1-2 месяца) и заплатить сумму, более чем в 4000 раз превосходящую годовой подушевой доход (в лучших странах — в 5-10 раз). В это время многие страны вводят для строителей систему «одного окна», а надзор начинают вести в зависимости от эксплуатационных рисков. А в Гонконге в рамках программы «Регулятор, будь умным», объединили 8 разрешительных процедур, выполнявшихся разными службами, в одну.
Вторая ахилессова пята российского делового климата, по версии ВБ, таможня. 13 документов нужно в нашей стране для прохождения границы — больше только в Азербайджане и Центрально-Африканской республике.
Упрощение регулирования на таможне — более сложная и менее популярная задача в сравнении с электронной регистрацией новых фирм. Тем не менее за последний год прогресса добились 33 страны: вводится предварительное электронное уведомление таможни о грузе (это сокращает время прохождения таможни), таможенные инспекторы учитывают «профили риска», сокращая время на досмотр менее «рискованных» товаров. Вводится система одного окна, ведь на таможне товары контролируют не только таможенники. Отправляя все документы в таможню по электронной почте, компании экономят время, сильно снижаются трудозатраты на таможенную очистку. В Грузии время прохождения границы коммерческим автотранспортом снизилось до 1 дня, в результате количество пересекающих границу автомобилей за два года выросло более чем вчетверо.
Сползание России вниз может продолжиться не только из-за ускоренного проведения реформ в других странах. Дело в том, что ВБ в экспериментальном порядке начал оценивать ситуацию с подключением сооружений к энергосети. Пока эта оценка не учитывается в общем рэнкинге. По-видимому, через год-два новый раздел будет инкорпорирован в общий индекс. В этот момент Россия может упасть еще на десяток мест. Положение с подключением к сетям у нас, по оценке ВБ, лишь ненамного лучше, чем с регулированием строительства. Для подключения нужно 9 разрешений (больше только на Украине), и это занимает в среднем 302 дня против 3-4 недель у лучших в этом отношении стран.