К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Элегантный стратегический замысел Китая


Страна больше не хочет быть сырьевым придатком и сборочным цехом

Примета бизнес-перелетов: если деловая новость выплескивается на первую полосу International Herald Tribune (а что еще можно читать, ожидая пересадку на очередной рейс в очередном аэропорту? разве что Financial Times), можно смело утверждать, что тема слишком большая, чтобы не иметь продолжения, причем политического. А продолжение довольно предсказуемо надвигается. Итак, Китай начал сеанс показа всем т. наз. развитым странам кузькиной матери. Поскольку стучание туфлей по трибуне навечно запатентовано почившим в бозе Советским Союзом, китайцы пошли более элегантным путем: взяли и просто ограничили экспорт редкоземельных металлов. Ни-ни, вы не подумайте: ВТО не подкопается. Ограничения-то нетарифные: просто вдруг потребовались дополнительные анализы минерального состава, проверка каллиграфии при заполнении таможенной декларации, да у начальника смены таможни бабушка приболела. Ну что там еще можно придумать? Сами знаете, как это делается.

Эта новость не вызвала бы ажиотажа (подумаешь, очередной взбрык Красного Дракона, мало ли кто экспорт свой произвольно ограничивает: вон Украина, например, который год уже своих экспортеров зерна блокирует до потери урожая в элеваторах — и ничего, в мире голод не наступил), если б не одно «но». Китай контролирует на сегодняшний день до 95% мирового рынка редкоземельных металлов. А редкоземельные металлы называются так не зря и используются в производстве самых разнообразных высокотехнологичных продуктов: от компьютеров и DVD-плееров до чипов управления спутниками и систем наведения боеголовок. То есть при большом желании можно обанкротить парочку «сони» и «айбиэмов», а также сделать проявления любопытства Большого Белого Брата вдоль границ и со стороны космоса неоправданно высокозатратными. Утрирую, конечно, и смысл действий Китая явно не в этом, но не могу же я отказать себе в раздувании психоза.

Конечно же, такие подлые происки маоистских выкормышей не могли не получить достойный отпор прогресивной мировой общественности. Вот уже Европа собирается выступить единым политическим фронтом, чтобы разъяснить китайским лидерам, что такое хорошо и что такое плохо, и Соединенные Штаты обращаются в ВТО, чтобы «получить надлежащую оценку» соответствия таких действий китайского правительства букве и духу свободной торговли (ага, будто китайцы такие дурные, чтобы подставиться). И медиа подключились к промывке общественного мнения с классическими демагогическими приемами: абсолютно все цитируют «неназванные источники» в китайском правительстве и международных корпоративных кругах. При этом, оказывается, китайцы себя не хотят называть «по причине возможных репрессий», а корпораты — по причине того, что они «не уполномочены говорить». Только Япония, по которой китайские санкции ударили прежде всего (ну да, у них же высокотехнологичные продукты производятся так же высокотехнологично, и модель just in time с нулевыми операционными запасами они же и придумали – читайте учебники бизнес-школ, насколько прогрессивен такой подход), отреагировала очень осторожно, высказав «озабоченность и надежду на скорейшее возобновление поставок в размерах ранее установленных квот». То ли запасы действительно на нуле, то ли решили, что не стоило японским сторожевикам бодаться с китайским трейлером в Восточно-Китайском море, то ли получили списки государевых служащих, отметившихся в секс-турах в Китай в ознаменование годовщины «изнасилования Нанкина» (мир не без больных людей).

 

А теперь посмотрим на ситуацию крупным планом. Все, что делает Китай — реализует свои интересы. И прав на реализацию своих интересов у него никак не меньше, чем у развитых стран (которые, очевидно, думают обратное). И судя по всему, реализация этих интересов идет в соответствии с тщательно разработанной и контролируемо внедряемой стратегией. В том, что происходит, развитые страны могут винить исключительно свой близорукий корпоративный мир, который повёлся на расставленную Китаем ловушку в виде предоставления дешевой площадки по производству... да по производству всего! Дайте-ка припомню, как все файненшиалтаймсы характеризовали первых корпоратов-«перебежчиков» и их последователей: «провидцы», «первопроходцы», «рыцари битв за bottom line». Они же создавали акционерную стоимость! Сокращали издержки! Оптимизировали управление и логистику! Ничего, что Америка подсела на иглу дешевого импорта. Ничего, что целые пласты промышленности оказались заброшенными в «развитых странах» и перенесены в Китай. Вам же хотелось избавиться от вредных производств? Ничего, пусть китайцы грязью подышат. Вы же хотели видеть ежеквартальные отчеты с большим нарастающим плюсом? Ничего, пусть даже в долгосрочной перспективе вырисовывается недиверсифицируемая зависимость от поставщика в стране с глобальными амбициями. Вам же приятно было убеждать себя в том, что эксплуатация преимущества дешёвой рабочей силы «помогает недоразвитым приблизиться к золотому миллиарду»? Ну так получите теперь.

Китай совершенно не случайно поприжал редкоземельные. Страна явно пришла (давно!) к пониманию того, что служить сырьевым придатком и сборочным цехом для развитых стран бесперспективно (если смотреть за горизонт). Для того чтобы вырваться за горизонт, необходимо создавать внутренний спрос и повышать долю конечного продукта в ВНП. Что требует модернизации производства, товарно-денежных отношений и социума в целом. На что необходимы средства. Поэтому развитым странам была брошена кость в виде огромного потенциального рынка сбыта и дешевой сборочной площадки, на которую те с готовностью набросились. Жадность – движущая сила инвесторов. И за довольно короткое время (по меркам мировой истории) избыток торгового баланса позволил накопить колоссальные валютные резервы и не менее колоссальное влияние на мировую экономику. А теперь начинается операция по принуждению к трасферу высоких технологий. Хотите редкоземельных? А забацайте-ка полный производственный цикл в Китае, нам уже надоело просто отвертками крутить. А то пристали к нам с курсом юаня – «недооценен, недооценен»... Хороший курс такой. СтоИт, как кол на морозе. Нет, не хотите? Ну, тогда sorry – нам необходимо обеспечивать sustainability разработки природных ископаемых и улучшать свою экологию, повышая благосостояние трудящихся. Поэтому на следующий год квоты будут еще ниже. Китайцы молодцы, хорошие ученики, знают, что на такие аргументы у «развитых» котраргументов быть не может: сами же навязывали «недоразвитым» этот набор buzzwords из «Bullshit Bingo».

 

Естественно, все не так категорически трагично, как может показаться на первый взгляд. Редкоземельные металлы разведаны не только в Китае, в тех же Штатах есть свои месторождения. Но! Металлургия – очень инерционная индустрия в силу своих масштабов, поэтому быстро заместить даже часть производимых на сегодняшний день Китаем объемов не получится. Это не находит отражения в риторике политиков (им думать не обязательно), но зато хорошо понятно заинтересованным сторонам в корпоративном мире, которые (уверен) уже внедряют в головы политиков идеи о том, что неплохо бы государственные заказы и дотации получить на развитие собственного производства (эти темы уже звучат в публикациях). В конце концов получится так, что близорукость и жадность частных инвесторов, которые постоянно толкают корпоративный мир к принятию краткосрочных решений, повышающих котировки на фондовом рынке, отзовется им же, поскольку государство устроит очередную «программу спасения» за их же счет (ведь они являются налогоплательщиками).

Посмотрим, как дальше будут разворачиваться события. Но, приходя к пониманию элегантности стратегического замысла китайцев, не могу им не поаплодировать. Вот это государственный подход! Ну, и чисто из спортивного интереса, хотелось бы узнать, конечно, сколько откатов получили инсайдеры в китайском госаппарате от трейдеров редкоземельными металлами (за несколько месяцев рост котировок до 600%).

А еще мне не дает покоя мысль, что в моей родной стране у государевых предводителей не хватает мозгов не то что на разработку собственной стратегии развития, а хотя бы на копирование чужого опыта.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+