К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Распродажа Украины

Распродажа Украины
Военно-техническая дружба Украины с Китаем может дорого обойтись российской военной промышленности

Визит украинского президента Виктора Януковича в КНР, завершившийся в субботу посещением Гонконга, — первый визит на высшем уровне за последние восемь лет. В предыдущий раз в Китай приезжал еще Леонид Кучма в далеком 2002 году. Неудивительно, что и в КНР, и на Украине визит воспринимается как начало ренессанса в двусторонних отношениях.

Справедливости ради следует отметить, что долгая пауза в китайско-украинских отношениях едва ли связана с прозападной ориентацией предшественника Януковича Виктора Ющенко. Все начатые ранее программы сотрудничества между КНР и Украиной продолжали реализовываться и при нем. Заключались новые контракты, в том числе в сфере ВТС (например, о строительстве в Феодосии десантных кораблей для китайского флота). Сам Ющенко с готовностью встречался с посещавшими Киев китайскими делегациями и высказывался о важности отношений с КНР.

Проблема, таким образом, заключалась не в отсутствии у «оранжевой» Украины желания развивать отношения с Китаем, а в общей дезорганизации украинской дипломатии в эпоху Ющенко. Страна тогда месяцами жила без министра иностранных дел, МИД был в постоянной конфронтации с правительством Тимошенко и Верховной радой и сам по себе превратился в одного из участников внутренней борьбы.

 

В условиях перманентного внутриполитического кризиса все внимание украинских руководителей было сконцентрировано на отношениях с внешними игроками на украинской арене — Россией, США и ЕС. Только после того как в Киеве утвердилась новая, более устойчивая администрация, стала возможной активизация украинских отношений с Китаем.

Время для этого тем более наступило, что с 2009 года Украина находится в предбанкротном состоянии и выживает только за счет того, что сдает стратегически важные активы и считавшиеся некогда незыблемыми политические позиции в обмен на краткосрочные экономические выгоды.

 

Китай наряду с РФ является одним из главных потенциальных покупателей распродаваемого украинского достояния. При этом китайские интересы связаны прежде всего с приобретением технологий военного и двойного назначения и в меньшей степени с экономикой. Как и РФ, Китай является довольно прижимистым покупателем, и некоторым надеждам Украины так и не суждено было сбыться.

Например, незадолго до визита Януковича украинский посол в КНР Юрий Костенко заявлял о возможности получения кредита на $8 млрд, но ничего подобного так и не произошло. В целом китайцы готовы давать кредиты украинской экономике только на осуществление конкретных проектов под государственные гарантии.

Итогом нынешнего визита стали контракты на общую сумму около $4 млрд. Полный список совместных проектов пока недоступен. Достоверно известно, что китайские компании построят железную дорогу между Киевом и столичным аэропортом «Борисполь» (стоимость проекта около $1 млрд), а также газотурбинную электростанцию в Крыму. Кроме того, судя по заявлениям министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко, Украина купит у Китая морскую буровую платформу для проведения работ по добыче нефти на украинском шельфе Черного моря.

 

Но для РФ гораздо более важным и неприятным аспектом китайско-украинского сотрудничества могут быть новые соглашения между КНР и Украиной в военно-технической сфере — например, подписанная во время визита программа сотрудничества в области освоения космоса на 2011-2015 годы. Программа наверняка предполагает активизацию контактов китайцев с днепропетровским «Южмашем», ведущим предприятием ракетно-космической отрасли Украины (и бывшего СССР), а, учитывая бедственное положение украинского бюджета, китайцы вполне могли навязать Киеву условия, связанные с широкой передачей технологий.

Входивший в состав украинской делегации министр обороны Михаил Ежель обсуждал с китайцами развитие сотрудничества в сфере танкостроения. Украина поставляет для экспортных типов китайских танков дизельные двигатели и танковые управляемые ракеты «Комбат». Однако в начале 2010 года отказ Украины разрешить реэкспорт украинских дизельных двигателей 6ТД-2, устанавливаемых на китайских танках MBT-2000, привел к срыву контракта на поставку этих танков в Перу и осложнил военно-техническое сотрудничество между Украиной и Китаем. Можно предположить, что теперь прошлые проблемы преодолены и MBT-2000 снова проявится на каком-либо рынке в качестве конкурента российским Т-90.

Особенно неприятной для России является высказанная Ежелем идея производить на Украине по китайской лицензии китайский учебно-боевой самолет L-15. L-15, созданный в Китае при активном участии российского ОБК Яковлева, является фактически «родным братом» новейшего российского учебно-боевого самолета Як-130. При этом и российский, и китайский самолеты используют украинские двигатели, созданные ОАО «Мотор-Сич». Очевидно, что если такой сценарий китайско-украинского сотрудничества реализуется, экспортные перспективы российского самолета окажутся под вопросом.

Происходящая активизация китайско-украинских отношений, очевидно, должна заставить Россию нарастить усилия по скупке важных для нее украинских военно-промышленных активов — главным образом для того, чтобы предотвратить их приобретение китайцами. В противном случае китайско-украинская военно-техническая дружба может дорого обойтись российской военной промышленности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+