Визит украинского президента Виктора Януковича в КНР, завершившийся в субботу посещением Гонконга, — первый визит на высшем уровне за последние восемь лет. В предыдущий раз в Китай приезжал еще Леонид Кучма в далеком 2002 году. Неудивительно, что и в КНР, и на Украине визит воспринимается как начало ренессанса в двусторонних отношениях.
Справедливости ради следует отметить, что долгая пауза в китайско-украинских отношениях едва ли связана с прозападной ориентацией предшественника Януковича Виктора Ющенко. Все начатые ранее программы сотрудничества между КНР и Украиной продолжали реализовываться и при нем. Заключались новые контракты, в том числе в сфере ВТС (например, о строительстве в Феодосии десантных кораблей для китайского флота). Сам Ющенко с готовностью встречался с посещавшими Киев китайскими делегациями и высказывался о важности отношений с КНР.
Проблема, таким образом, заключалась не в отсутствии у «оранжевой» Украины желания развивать отношения с Китаем, а в общей дезорганизации украинской дипломатии в эпоху Ющенко. Страна тогда месяцами жила без министра иностранных дел, МИД был в постоянной конфронтации с правительством Тимошенко и Верховной радой и сам по себе превратился в одного из участников внутренней борьбы.
В условиях перманентного внутриполитического кризиса все внимание украинских руководителей было сконцентрировано на отношениях с внешними игроками на украинской арене — Россией, США и ЕС. Только после того как в Киеве утвердилась новая, более устойчивая администрация, стала возможной активизация украинских отношений с Китаем.
Время для этого тем более наступило, что с 2009 года Украина находится в предбанкротном состоянии и выживает только за счет того, что сдает стратегически важные активы и считавшиеся некогда незыблемыми политические позиции в обмен на краткосрочные экономические выгоды.
Китай наряду с РФ является одним из главных потенциальных покупателей распродаваемого украинского достояния. При этом китайские интересы связаны прежде всего с приобретением технологий военного и двойного назначения и в меньшей степени с экономикой. Как и РФ, Китай является довольно прижимистым покупателем, и некоторым надеждам Украины так и не суждено было сбыться.
Например, незадолго до визита Януковича украинский посол в КНР Юрий Костенко заявлял о возможности получения кредита на $8 млрд, но ничего подобного так и не произошло. В целом китайцы готовы давать кредиты украинской экономике только на осуществление конкретных проектов под государственные гарантии.
Итогом нынешнего визита стали контракты на общую сумму около $4 млрд. Полный список совместных проектов пока недоступен. Достоверно известно, что китайские компании построят железную дорогу между Киевом и столичным аэропортом «Борисполь» (стоимость проекта около $1 млрд), а также газотурбинную электростанцию в Крыму. Кроме того, судя по заявлениям министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко, Украина купит у Китая морскую буровую платформу для проведения работ по добыче нефти на украинском шельфе Черного моря.
Но для РФ гораздо более важным и неприятным аспектом китайско-украинского сотрудничества могут быть новые соглашения между КНР и Украиной в военно-технической сфере — например, подписанная во время визита программа сотрудничества в области освоения космоса на 2011-2015 годы. Программа наверняка предполагает активизацию контактов китайцев с днепропетровским «Южмашем», ведущим предприятием ракетно-космической отрасли Украины (и бывшего СССР), а, учитывая бедственное положение украинского бюджета, китайцы вполне могли навязать Киеву условия, связанные с широкой передачей технологий.
Входивший в состав украинской делегации министр обороны Михаил Ежель обсуждал с китайцами развитие сотрудничества в сфере танкостроения. Украина поставляет для экспортных типов китайских танков дизельные двигатели и танковые управляемые ракеты «Комбат». Однако в начале 2010 года отказ Украины разрешить реэкспорт украинских дизельных двигателей 6ТД-2, устанавливаемых на китайских танках MBT-2000, привел к срыву контракта на поставку этих танков в Перу и осложнил военно-техническое сотрудничество между Украиной и Китаем. Можно предположить, что теперь прошлые проблемы преодолены и MBT-2000 снова проявится на каком-либо рынке в качестве конкурента российским Т-90.
Особенно неприятной для России является высказанная Ежелем идея производить на Украине по китайской лицензии китайский учебно-боевой самолет L-15. L-15, созданный в Китае при активном участии российского ОБК Яковлева, является фактически «родным братом» новейшего российского учебно-боевого самолета Як-130. При этом и российский, и китайский самолеты используют украинские двигатели, созданные ОАО «Мотор-Сич». Очевидно, что если такой сценарий китайско-украинского сотрудничества реализуется, экспортные перспективы российского самолета окажутся под вопросом.
Происходящая активизация китайско-украинских отношений, очевидно, должна заставить Россию нарастить усилия по скупке важных для нее украинских военно-промышленных активов — главным образом для того, чтобы предотвратить их приобретение китайцами. В противном случае китайско-украинская военно-техническая дружба может дорого обойтись российской военной промышленности.