Глупее всех потратилась Тимошенко — на портал «Я обираю Юлю»
На Украине интернетом пользуются 9 млн человек, посчитала компания Gemius-Ukraine. Это 20% населения. Украинские политики накачивают интернет деньгами с целью понравиться виртуальным жителям. Потому что 9 млн человек — это не шутка, это реальная политическая сила.
Во время президентской кампании кандидаты тратились «на комментарии». При каждом избирательном штабе была команда, которая ползала по блогам и новостным порталам, оставляя там комментарии. Про «своих» — хорошие, про «чужих» — наоборот. Часть денег уходила на покупку постов в блогах и на новостных сайтах. $1 млн — средний годовой бюджет на «новости» кандидата из топ-5, оценивает Максим Саваневский, партнер агентства «Плюс Один».
В социальных сетях политики не очень активны. Больше и глупее всех там потратилась Юлия Тимошенко. «Весной 2009 я предлагал ближайшим «штабным» из команды Тимошенко определенные проекты в соцсетях. Они были отвергнуты с формулировкой «не на часі», что значит «время еще не пришло», — вспоминает Алексей Кузьменко, работавший на тот момент в пресс-службе Кабмина Украины. 19 октября 2009 время вдруг пришло и появилась интернет-империя Тимошенко во главе с порталом «Я обираю Юлю». На русский название переводится как «Я выбираю Юлю». Посетителям сайта предлагалось помочь кандидату деньгами или стать волонтером-агитатором. Также посетители узнавали, что за ночь Тимошенко появилась практически во всех социальных медиа: Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники», LinkedIn, Flickr, Twitter, Profeo, RuTube, YouTube и пр. На Facebook Тимошенко даже завела агитационное приложение. Интернет-империя прожила два дня — проект был моментально свернут. Видимо, в штабе Тимошенко вспомнили собственное «Не на часі». Хотя затраты на разработку проекта составили до $200 000, полагает Максим Саваневский.
19 мая 2010 Арсений Яценюк, экс-спикер Верховной рады, открыл собственную социальную сеть «Киев Перемен». Пользователям предлагается агитировать за Яценюка. Например, организовать в своем районе акцию «От двери до двери», проще говоря, ходить по соседям и агитировать. Инструкция, как ходить и что говорить, висит на сайте. Тут же инструкция, как агитировать по телефону. Максим Саваневский предполагает, что к разработке сайта привлечен французский специалист, работавший с Саркози. Версия подтверждается и тем, что адрес главной страницы сайта содержит французские слова.
Виктор Янукович не создал собственную социальную сеть, даже не зарегистрировался на Facebook. Он взорвал интернет случайно. Ролик, где венок «нападает» на президента Украины, собрал на YouTube более 1,8 млн просмотров.