В джинсах и с IPad вместо привычного блокнота в Стэнфорде не выступал еще ни один глава государства
Поездку Дмитрия Медведева в Калифорнию никак нельзя назвать обычной. Разве что размер президентского кортежа в почти 40 автомобилей и микроавтобусов напоминал о том, что это визит главы государства. В остальном действо больше напоминало серию интересных и познавательных для обеих сторон встреч, на которых не было места ничему официальному: джинсы вместо костюмов и никаких галстуков. Правда, многие члены официальной делегации насчет «неформальности» были не в курсе, но быстро поснимали галстуки вслед за президентом.
Утром 23 июня Медведев посетил несколько компаний. Посещал он их без свиты, один. Многие коллеги спрашивают, чем был вызван выбор Twitter, Cisco и Apple. А еще — почему не пошли в Google? Ведь Брин же русский! У меня есть ответ, и он прост: президент верит в то, что доступность информации и эффективные коммуникации — это ключ к развитию. Твиты нельзя контролировать, нельзя цензурировать, технология video presence от Cisco способна собрать за одним столом людей с разных концов света. IPhone делает коммуникации стильными, а значит, люди больше общаются.
Встреча с выходцами из России, живущими в Долине, длилась полтора часа вместо запланированных 45 минут. Поговорить с президентом хотели несколько сот человек, но небольшое кафе Printer’s на улице с характерным названием Калифорния-стрит смогло вместить не более тридцати. Примерно столько же было журналистов.
Вокруг Дмитрия Медведева сидели успешные предприниматели, ученые и инженеры. Беседа не планировалась как протокольная изначально и получилась откровенной и интересной. Гости дали понять президенту, что, в общем-то, их жизнь удалась. У многих свои компании, у всех — интересная работа. Такая постановка определила тон разговора. У русских есть интерес работать в России, потому что там есть люди, знания и идеи. У президента «выходцы» ничего не просили, а скорее советовались, как вместе можно заниматься интересными проектами. На вопрос о важности патентного права Медведев призвал «патентовать все, что шевелится».
Один из участников предложил пустить между Сан-Франциско и Сколково бесплатные авиарейсы, своеобразные инновационные самолеты. Спецрейсы будут вряд ли, а вот прямой рейс Сан-Франциско — Москва, отмененный Аэрофлотом несколько лет назад, восстановить вполне реально.
По дороге в Стэнфорд кортеж сделал небольшой крюк, чтобы президент мог своими глазами увидеть тот самый гараж, с которого началась Кремниевая долина. Думаю, Медведев был первым главой государства в этом гараже. Ему, уверен, стало понятно, что построить инфраструктуру не самое сложное, начинать можно и в гараже.
В Стэнфорде на выступление президента собралось более 700 человек. Как выпускник Стэнфорда могу свидетельствовать, что в джинсах и с IPad вместо привычного блокнота в Стэнфорде не выступал еще ни один глава государства. Для меня ключевым словом выступления Медведева стало слово «открытость». Этот принцип проходит сквозь все другие начинания, будь то реформа образования, борьба с коррупцией или модернизация экономики страны. Этот принцип предполагает доступность информации — через твиты, заметки в Facebook или просто блоги. Открытость предполагает прозрачность, а значит, дает шанс сделать меньше ошибок в любом начинании.
А в Google президент наверняка придет в свой следующий приезд в Калифорнию, ведь сказал же он после ужина, данного в его честь губернатором-терминатором: «I will be back».