В воскресенье в Германии стартовал женский чемпионат мира по футболу. В матче открытия хозяева турнира выиграли у Канады со счетом 2:1. Это был успех и для организаторов — 74 000 билетов на арену берлинского Олимпийском стадионе были полностью распроданы. По обещаниям оргкомитета впервые в истории проведения женский ЧМ в этом году будет безубыточным, и, судя по последним данным, их прогноз сбудется.
Проведение женского ЧМ стоит в несколько раз дешевле, чем мужского, — бюджет этого года составил €51 млн. Однако даже такую сумму очень сложно собрать. Главная причина — низкая популярность женского футбола и, соответственно, слабый интерес со стороны спонсоров и рекламодателей. «В прошлом году организаторам чемпионата мира в Китае не удалось получить от спонсоров ни цента», — говорит глава оргкомитета ЧМ-2011 и бывшая футболистка Штеффи Джоунз. Глобальные партнеры FIFA, например Coca Cola и Sony, не стали выделять денег на женский ЧМ и в этом году. Главным своим успехом Джоунз считает подписание контрактов с шестью национальными спонсорами, среди которых страховая компания Allianz, Commerzbank и немецкие железные дороги Deutsche Bahn. Каждая компания заплатила по €4 млн, что обеспечило почти половину бюджета чемпионата.
Второй источник доходов организаторов — продажа билетов. На начало этой недели из 900 000 билетов было продано 720 000, цена билетов варьируется от €30 до €200. Штеффи Джоунз рассчитывает выручить от продажи билетов €27 млн. Билеты на игры с участием сборной Германии практически полностью распроданы, количество зрителей на остальных матчах также измеряется десятками тысяч. Если учесть, что на игры чемпионата Германии по женскому футболу приходят в среднем 1800 болельщиков, такой интерес к матчам ЧМ можно считать хорошим результатом.
Женский чемпионат мира существует всего 20 лет. Во многих странах женщины начали играть в футбол относительно недавно. Например, Немецкий футбольный союз DFB официально запрещал женский футбол до 1970 года. Членам союза запрещалась даже принимать игры женских команд на своих стадионах. Тренер немецкой национальной сборной Гельмут Шен заявлял, что «женщины от природы не годятся для этого вида спорта». Сейчас же женская сборная Германии — действующий чемпион мира, немки одержали победу на двух последних чемпионатах — в 2003 и 2007 году.
По мнению большинства болельщиков, женскому футболу недостает зрелищности, скорости и драматизма. «До недавнего времени женский футбол был непрофессиональным спортом, за редким исключением, — говорит Штеффи Джоунз. — В Германии мы добились по крайней мере того, что игроки национальной сборной не должны работать параллельно с тренировками, чтобы обеспечить свое существование». Зарплаты в женском футболе невысоки: в США игроки получают в среднем около $70 000 в год. Средняя зарплата игроков женской сборной Германии составляет всего €4000 в месяц (мужчины, для сравнения, получают в 20 раз больше — €80 000). Из всей команды Германии только одна футболистка — Лира Байрами — зарабатывает больше €100 000 в год с учетом доходов от рекламы. За победу в прошлом ЧМ каждая из игроков сборной Германии получила от Немецкого футбольного союза €50 000 призовых, для мужчин эта сумма была бы в четыре раза выше — €250 000. От FIFA команда победителей получит всего $1 млн, для мужчин эта сумма в прошлом году составила $25 млн .
Тем не менее уровень женского футбола растет. Согласно статистике FIFA, постепенно уменьшается среднее число голов за матч (это показатель класса — выравнивание команд): в 1991 году женщины опережали мужчин по этому показателю на целый мяч, к 2007 году число голов снизилось с 3,8 до 3,5, у лучших команд — до 2,7 (для сравнения, на последнем мужском чемпионате мира в среднем за игру забивалось 2,27 гола). Максимальная скорость игроков во время матча составляет у женщин 15,07 км/ч, у мужчин — всего на 0,5 км/ч больше.
Сможет ли женский футбол стать прибыльным? Согласно исследованию Кельнского спортивного университета, скепсис спонсоров сохранится и в будущем: две трети опрошенных менеджеров не верят, что интерес к женскому футболу будет существенно расти. «Большинство компаний заняли выжидательную позицию и лишь после подведения итогов чемпионата решат, будут ли спонсировать женский футбол», — говорит один из авторов исследования Даниэла Шааф. По мнению экономистов, одна из причин относительно низкой популярности этого спорта — неправильно выбранная маркетинговая стратегия Немецкого футбольного союза. Реклама Чемпионата мира явно рассчитана на мужчин и активно использует гендерные клише. В начале года молодежная сборная Германия, например, снялась для журнала Playboy. «Такая сексуализация в долгосрочной перспективе принесет только вред», — считает Даниэла Шааф. Подобная реклама отпугивает самую главную целевую группу — женщин и семьи. Пока маркетологи не разработают новую концепцию, ориентированную на новую аудиторию, финансовая ситуация в женском футболе вряд ли изменится.