Если не произойдет чуда, то российская футбольная Премьер-лига потеряет уже вторую команду за год по причинам, не имеющим к зеленому полю и кожаному мячу никакого отношения. И очень может быть, что это еще не предел. 21 декабря лига провела жеребьевку календаря, все было хорошо и празднично. Но едва церемония завершилась, как на сайте пермского «Амкара» появилось сообщение, что команда добровольно снимается с турнира и переходит в первый дивизион.
Это даже шоком не назовешь. Не секрет, что проблемные клубы в лиге есть, а пермяки никогда не жили богато. На данный момент ситуация такова: у «Амкара» за предыдущие годы накопились долги, 167 млн рублей. Это долги клуба перед игроками по зарплате и перед государством по налогам. Клуб долги признает, и тут нет вопросов. У Перми всегда была репутация команды, которая платит пускай не очень много, но пунктуально, и никаких скандалов на эту тему не было. А президент Валерий Чупраков — человек, про которого почти все говорят только хорошее. Благодаря ему команда второй лиги, поддерживаемая заводом минеральных удобрений (отсюда и название «Амкар» — аммиак и карбамид), дошла до Премьер-лиги и даже играла в еврокубках.
Но играть на высоком уровне затратно. В провинции почти все живут на бюджетные деньги. А в Пермском крае порядок простой: власть вам поможет, но строго в пропорции 50 на 50. Найдете 100 рублей, и мы тут же добавим столько же. На предстоящий сезон «Амкару» требовалось, по словам Чупракова, 611 млн рублей с учетом долга в 167 млн. Край обещал выделить свои 300 млн, но после того, как Чупраков найдет свои 300 млн. Чупраков не нашел. По похожей схеме в свое время почил баскетбольный клуб «Урал-Грейт», который, между прочим, дважды был чемпионом страны. Хоккейный «Молот» постепенно превратился в аутсайдера ВХЛ (второй, после КХЛ, дивизион нашего хоккея).
Позиция властей жесткая, но честная. Живите по средствам. Проявляйте инициативу, тогда и мы вам поможем. Пермь — не самый нищий регион страны. Но получается, что на таких условиях спорт высшего уровня даже в Перми существовать не может. Точнее, не может существовать постоянно.
Впрочем, точка в деле еще не поставлена. Потому что прецеденты есть. Всем памятна история томского клуба «Томь», который, оказавшись на грани банкротства, в прошлом году написал письмо Путину. И — о, чудо! — Путин не просто его прочел, но и принял спортсменов в своей резиденции, а потом дал указания, и группа сырьевых компаний, которые в этом регионе качают из земли ее богатства, «добровольно» выделили несколько сотен миллионов рублей и спасли клуб. Кстати, в этом сезоне «Томь» получила новые «добровольные» пожертвования.
Владимиру Путину вновь пришлось выступить в роли доброго самаритянина, когда самарские «Крылья Советов» попали в ситуацию, по сравнению с которой томская проблема казалась мелким происшествием. Самара имела долги перед всеми, перед кем только можно, — $85 млн! Самара имеет куда более славную футбольную историю, чем Томск, и к Путину самарцы шли уже без боязни, уверенные, что им просто обязаны помочь. Премьер напомнил о важнейшей «социальной функции» футбола и об исторических заслугах «Крыльев». И команду, вопреки всем нормам, допустили к чемпионату, часть долгов реструктурировали, что-то списали — в общем, с божьей и царской помощью как-то весь год прожили, бегая по финансовым учреждениям больше, чем по полю с мячом. Сейчас считается, что прямой угрозы существованию этой команды нет.
Зато погибает другая — раменский «Сатурн». Как нетрудно догадаться, и этот коллектив жил на бюджетные деньги. Его поддерживал губернатор Подмосковья Борис Громов. Который вообще большой поклонник всякого спорта, и одно время подмосковные команды шли довольно резво. Но сейчас положение области, как и самого Громова, далеко не блестящее. И закрывать далеко не маленький бюджет клуба Премьер-лиги стало сложно. Но даже не в этом дело. На «Сатурне» висит фантастический долг в 803 млн рублей! Эта история, впрочем, заслуживает отдельного рассказа, и, чувствую, это рассказ мне еще предстоит написать в ближайшее время. Но если кратко, то долг сложился в результате серии займов и ловкого перекладывания областных денег из кармана в карман, в результате чего под раздачу попал футбольный клуб. И вот как раз смерти «Сатурна» все ждали в скором времени.
А умер «Амкар». По крайне мере, он в состоянии клинической смерти. Он может стать вторым клубом за календарный год, который вылетел из Премьер-лиги не по игре, но пал жертвой финансовых обстоятельств. Первой была «Москва». Этот клуб — исключение из правил. Потому что хотя он и создавался с благословения Лужкова, но деньги в нем были частные. Пока Михаил Прохоров активно участвовал в спортивных проектах «Норникеля», все у команды было неплохо. Но без Прохорова команда стала «Норникелю» не нужна. У «Москвы» не было долгов, и, говорят, были желающие ее купить и сохранить в высшем дивизионе. Но есть и другое мнение: мол, у «Норникеля» были какие-то свои важные интересы в Северной Осетии. А на место снявшейся с чемпионата «Москвы» в Премьер-лигу включили владикавказскую «Аланию», столь любимую осетинским народом и его правителями. Такие вот хитрости. Прямо об этом, впрочем, не говорили, но как еще объяснить ситуацию, когда спонсоры и сами содержать клуб не хотели, и продавать отказывались, сознательно приведя его к ликвидации.
Однако «Москва» — это все-таки исключение. А вот «Амкар», «Крылья Советов» и «Томь» — это уже система. Система, при которой большие спортивные команды в провинции существуют благодаря деньгам из бюджета. А если поменяется власть в регионе или ударит кризис — и приходит беда. Местным частным компаниям большой спорт не потянуть. А самостоятельно этот вид спорта не может существовать даже в Москве и Питере. Поэтому, не ставя пока на «Амкаре» жирный крест, я говорю о чуде, как единственном пути к спасению. И даже знаю, кто в стране главный волшебник. Но действительно ли его мешок с подарками бездонен, а щедрость не знает границ?