Почему хоккейная Суперсерия-2012 никогда не станет такой же увлекательной и прибыльной, как ее легендарная предшественница
Президент Федерации хоккея России и в прошлом божественный вратарь Владислав Третьяк выступил с идеей провести в 2012 году Суперсерию Россия—Канада. По образцу легендарной Суперсерии 1972 года. Та серия стала одним из важнейших событий в истории спорта, а в Канаде была признана главным событием в истории страны! Восемь матчей в хоккее с шайбой — и не было ничего важнее в жизни далеко не самого скромного государства. Говорят, каждый канадец того поколения знает, где он был в тот момент, когда на последней минуте последнего матча Пол Хендерсон забил решающую шайбу, обеспечившую канадцам выигрыш всей серии.
И вот Третьяк хочет отметить сорокалетие того события его фактическим повторением. Он даже провел предварительные переговоры с руководством Канадской хоккейной ассоциации и НХЛ. И вроде бы остался доволен результатом, хотя функционеры из НХЛ этого оптимизма не разделяют — как и ваш покорный слуга. И, между прочим, эта ситуация прекрасно иллюстрирует разницу в подходах к хоккею у нас и в Северной Америке. Там хоккей — это бизнес. В России — просто игра.
Серия 1972 года состоялась и стала знаменитой, потому что это был не только хоккей — это было столкновение двух политических систем в лице мастеров высшего класса в популярной игре. Серию там так и называли — Summit Series. НХЛ считалась вершиной мирового хоккея и представляла континент злейших врагов коммунизма. А советская сборная на протяжении десятилетия выигрывала все турниры так называемого любительского хоккея и была гордостью СССР — оплота коммунизма. До 1972-го «любители» и профессионалы не встречались друг с другом. И хотя канадцы считали себя безусловно лучшими, тотальные успехи русских «в своем мире» все-таки потребовали устранить сомнения. Колоссальный спортивный интерес совпал с мощнейшей политической подоплекой.
Канада впервые собрала всех лучших игроков-профессионалов в одну команду. Эта команда начала готовиться непривычно рано — в августе, чтобы и сыграть непривычно рано по заокеанским меркам — в сентябре. Коммерческие соображения отошли на второй план, хотя телерейтинги были колоссальными и канадцы на матчах неплохо заработали. А советская сторона о деньгах речи вообще не вела и вроде бы удовлетворилась смешной суммой $5000 за игру — это и тогда были копейки. Но мы-то точно играли не за доллары.
Что самое любопытное, сейчас Третьяк пытается подойти к новой серии со старыми мерками. Он говорит о необходимости отметить юбилей, о том, что надо чествовать ветеранов, пока они живы, о том, что противостояние Россия—Канада — это самое интересное в мировом хоккее. И ни слова о доходах. Потому что у нас про доходы в хоккее никто и не думает. При маленькой посещаемости небольших арен, при отсутствии отчислений от телевидения и прочих значимых источников дохода наши клубы живут либо на деньги крупных индустриальных гигантов, либо на бюджетные средства. Они не зарабатывают, они получают — и поэтому, естественно, не интересуются, откуда вообще эти деньги берутся.
А НХЛ выдвигает вполне материальные, неромантичные возражения.
Во-первых, изменилась политическая ситуация. То, что было приманкой 40 лет назад, сейчас просто растворилось.
Во-вторых, пропал элемент новизны. Если до 1972 года русских игроков канадцы в глаза не видели, то сейчас главные русские звезды — Овечкин, Малкин, Ковальчук, Дацюк и другие — сами играют в НХЛ и тамошняя публика видит и знает их лучше, чем российские болельщики.
В-третьих, если тогда НХЛ и Канада были почти синонимами, если европейцев в НХЛ не было вообще, а американцев было всего несколько игроков, то теперь канадцев в лиге менее половины! Зато помимо них и русских играют представители еще дюжины стран.
В-четвертых, Россия больше не является доминирующей силой наравне с Канадой. На последней Олимпиаде канадцы разгромили русских в четвертьфинале, а финал играли против США, и именно противостояние с Америкой сейчас вызывает наибольший ажиотаж.
В-пятых, большинство клубов НХЛ представляют как раз Штаты, а основной доход приносит американское телевидение. Как ему продавать матчи Канады и России?
В-шестых, в организации Суперсерий, клубных серий, Кубков Канады и Кубков мира всегда активно участвовал профсоюз игроков НХЛ, и именно ему доставалась значительная часть денег, которые шли в пенсионный фонд. Сейчас у профсоюза нелегкие времена, он пережил серию скандалов, идет смена руководства. К тому же как раз в 2012 году должен быть переподписан коллективный договор с работодателями — хозяевами клубов. Но каким бы ни было это новое руководство профсоюза, ему вряд ли понравится, что часть игроков будет вынуждена начать подготовку к сезону как минимум на месяц раньше обычного. Вряд ли это устроит и хозяев клубов, потому что к старту сезона в лиге они получат уставших звезд. В 1972-м, еще раз подчеркну, политический момент и эффект новизны позволяли об этом не думать, но сейчас ситуация иная. Восемь матчей с перелетами на двух континентах — это очень долго и утомительно.
Кстати, теми же соображениями НХЛ объясняет свои сомнения относительно того, стоит ли прерывать чемпионат в 2014 году и посылать в Сочи на Олимпиаду своих игроков. К тому же в России и часовой пояс другой, а в неудобное время и трансляции соберут куда меньше народу, а значит, и куда меньше рекламы. Относительно Суперсерии те же сомнения. То есть с точки зрения хоккея как бизнеса Суперсерия — проект сомнительный.
Но все-таки НХЛ готова рассмотреть альтернативу. Она заключается в уже знакомом формате Кубка мира, который пришел на смену Кубку Канады и который проводится без всякой четкой периодичности. Последний турнир состоялся в 2004 году. Формат такой: восемь лучших сборных мира играют в двух группах — в Европе и Северной Америке. При этом состоят они из лучших игроков НХЛ. Решающие матчи проходят уже только за океаном. НХЛ берет на себя большую часть расходов, но и получает основную долю прибыли, не забывая про профсоюз игроков. Участие всех главных хоккейных стран обеспечивает всеобщий интерес, и продавать такое мероприятие намного легче. В этом случае лига готова пойти даже на то, чтобы ее игроки вышли на лед в августе. В конце концов, речь пойдет о полутора сотнях хоккеистов, а значит, и «устанут» не только российские и канадские звезды, а звезды всех национальностей.
Лига готова на этот дополнительный труд именно в августе, но никак не зимой, в разгар своего регулярного первенства, останавливать которое даже на две недели рискованно для бизнеса, требующего непрерывности процесса. И это тоже аргумент против участия в Олимпиадах. Когда они проходят на американском континенте — еще куда ни шло. Но если надо ехать за тридевять земель и играть там в неудобное для американского зрителя время, выходит действительно накладно. То есть НХЛ сомневается в необходимости контактов с нами не потому, что боится, презирает нас или еще почему-то в том же роде. Просто ее интересуют деньги. А нас — чистое искусство.