Недавно на YouTube попало закрытое выступление генерал-майора Цзинь Инаня, в котором он рассказал о высокопоставленных китайских чиновниках, работавших на иностранные разведки. Интересно оно не только новыми приведенными генералом фактами разложения китайского госаппарата, но и реакцией на них властей и общества. Фактически выступление показывает непреодолимые институциональные сложности на выбранном пути развития, а его главная мысль — «дальше так жить нельзя».
Генерал назвал несколько имен высокопоставленных предателей. Факты работы некоторых из них на иностранные разведки были известны и ранее, другие же считались осужденными за коррупционные преступления или просто исчезли из поля зрения общественности.
Самым важным стало раскрытие Цзинь Инанем факта измены арестованного в 2006 году и приговоренного к 7 годам лишения свободы бывшего чрезвычайного и полномочного посла КНР в Южной Корее Ли Биня. Цзинь Инань заявил, что осуждение Ли Биня по коррупционной статье было призвано «сохранить лицо» китайской внешней политики: «У какого еще государства есть послы — шпионы других стран?»
Выявленный факт работы высокопоставленного дипломата на южнокорейскую разведку был особенно неприятен для КНР, поскольку в прошлом Ли Бинь был послом Китая в Северной Корее и в этом качестве смог установить доверительные личные отношения с северокорейским лидером Ким Чен Иром. Считается, что порой они проводили немало времени вместе за распитием спиртных напитков и откровенными разговорами.
Арестованный и отстраненный от должности в 2009 году член ЦК КПК и руководитель Китайской национальной ядерной корпорации Кан Жисинь также считался ранее наказанным за коррупционную деятельность. А между тем, по словам Цзинь Инаня, он передавал иностранным государствам секретную информацию. Учитывая все известные обстоятельства деятельности Кан Жисиня, можно предположить, что ведущий чиновник китайской атомной отрасли за откаты лоббировал интересы какого-то из крупных западных поставщиков оборудования для АЭС.
О многих уже известных фактах государственной измены генерал сообщил новые подробности. Расстрелянный в 2006 году руководитель канцелярии по делам фонда социального обеспечения Госкомитета по реформам и развитию КНР Тун Данина предоставлял секретные документы Госсовета КНР разведывательным службам Тайваня. Поставляемая им тайваньской разведке информация включала в себя данные о планируемых изменениях обменного курса юаня и дала для Тайваня экономический эффект в размере 200 млрд тайваньских долларов ($6,89 млрд). Вознаграждение изменника составило $250 000.
Начальник отдела Америки и Океании управления внешних связей Министерства обороны КНР Сюй Цзиньпин передавал информацию о взглядах и настроениях членов Центрального военного совета КНР. «Переданная им США информация касалась не того, сколько у Китая ракет, это была не точная техническая информация, а личные особенности руководителей, их привычки и способы принятия решений», — объяснил Цзинь Инань. Сюй Цзиньпин попросил убежища в США во время командировки в эту страну в декабре 2000 года.
Сюй Цзиньпин считается самым высокопоставленным среди сотрудников китайских силовых структур, укрывшихся в США с 1985 года, когда к американцам перебежал начальник североамериканского отдела разведки Министерства госбезопасности КНР Юй Цяншэн.
Примечательным является случай старшего полковника, заместителя руководителя одного из издательств ВВС Китая Гу Шицина. Этот полковник регулярно (до нескольких раз в месяц) выезжал в Гонконг, спрятав в заднем проходе флешку с секретной информацией на продажу. Упомянут также еще один старший полковник, член правления Китайского международного общества дружбы Ван Цинцянь, работавший на японскую разведку.
Секретарь представительства центрального правительства КНР в Гонконге Цай Сяохун сотрудничал с британскими спецслужбами с 1980-х годов и лишь в 2003 году был разоблачен и осужден на 15 лет лишения свободы.
Своеобразный рекорд поставил заместитель директора Института публичной политики Академии общественных наук КНР Лу Цзяньхуа, сотрудничавший с разведывательными службами сразу пяти государств и осужденный за это на 20 лет лишения свободы. Интересно отметить, что среди разведок, с которыми сотрудничал Лу Цзяньхуа, генерал назвал наряду со спецслужбами США, Японии, Южной Кореи и Тайваня также и российские. «Кто давал деньги, на тех он и работал», — резюмировал генерал.
Надо сказать, что раздел с перечислением предателей представлял собой лишь малую часть выступления генерала, основная цель которого была в том, чтобы привлечь внимание аудитории к нарастающим в обществе проблемам. Речь идет об общей деморализации, утрате госаппаратом четкого представления о системе ценностей и правилах поведения, коррупции и разложении.
Действительно, если рассматривать количество изменников и перебежчиков как один из показателей разложения госаппарата, то Китай выглядит не лучше, чем Россия с ее Потеевым и Третьяковым.
По мнению генерала, социально-политические издержки нынешней модели экономического роста становятся чрезмерными: это не только коррупция, но и нарастающий дисбаланс в развитии различных районов, сохраняющийся разрыв между городом и деревней, неадекватность системы соцобеспечения, народного образования, медобслуживания, недостаточная эффективность правоохранительной системы.
Выступление генерала — лишь одно в ряду слитых в интернет закрытых выступлений китайских военных теоретиков, ставящих вопрос о правильности развития страны. В прошлом году, например, по сети гулял ролик с выступлением старшего полковника ВВС Дай Сюй, который указывал, что нынешняя модель роста не обеспечит Китаю ни безопасности, ни достойного места в мире. Дай Сюй заявил, что нынешний китайский ВВП — это «собачья задница» (по-китайски gou de pi, созвучно GDP), поскольку нынешняя структура китайской промышленности не позволяет трансформировать индустриальную мощь в военную.
Мнение о том, что ситуация зашла слишком далеко и надо срочно что-то менять, распространено не только среди военных, просто военные ощущают угрозу ослабления и деградации государственного механизма наиболее остро. В то же время дискуссия о характере необходимых изменений еще далека от завершения, а в госаппарате и экспертном сообществе многие отвергают саму необходимость реформ, поскольку «до сих пор ведь все шло так хорошо».