К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бермудский треугольник «Вымпелкома»

Бермудский треугольник «Вымпелкома»
Очередной конфликт акционеров «Вымпелкома» — отличная возможность оценить эффективность его новой структуры

В «Вымпелкоме» начинается новый конфликт акционеров. Нет, вы не ослышались, именно это заявил председатель совета директоров компании Йо Лундер.

Помните, как еще несколько лет назад с первых полос деловых изданий не сходила информация о конфликте двух основных акционеров ОАО «Вымпелком» (торговый знак «Билайн»)? Всерьез схлестнулись компании Altimo и Telenor. Несмотря на англоязычное название, Altimo имеет вполне российские корни и входит в консорциум Альфа-Групп. Telenor, напротив, с Россией не связан и является норвежской компанией.

Тогда, в середине 2000-х, стороны спорили о том, нужно ли «Билайну» появляться на Украине. Не буду подробно описывать детали этого эпохального противостояния. Кому интересно, легко найдет информацию о том, как стороны конфликта искали правды во всевозможных судах, начиная с нью-йоркского и заканчивая ханты-мансийским.

 

Неизвестно, чем бы закончилась корпоративная схватка, если бы осенью 2009 года стороны не решили пойти на мировую и объединить телекоммуникационные активы в новой компании. Несколько месяцев спустя на Бермудских островах была создана VimpelCom Ltd. со штаб-квартирой в Амстердаме. Одной из целей изменений было прямо заявлено «разрешение всех существующих споров между Telenor и Altimo».

Казалось, все распри позади, но вышло по-другому. Теперь стороны спорят по вопросу объединения VimpelCom Ltd. с Wind Telecom. Почему же акционеры никак не могут найти компромисс?

 

На самом деле этот пример очень показателен, особенно для российских предпринимателей. Сколько раз приходилось слышать, что грамотно выстроенная система корпоративного управления сводит на нет саму возможность возникновения конфликтов между акционерами — при этом, разумеется, компанию следует создавать исключительно в иностранной юрисдикции. Такой подход чем-то напоминает ситуацию, когда вечно ссорящиеся супруги, живущие в однокомнатной квартире, наконец-то покупают более просторные апартаменты и с радостью переезжают в них, полагая, что годы семейных склок и взаимных обид позади. При этом упускают из виду, что они сами ничуть не изменились, просто в квартире стало больше комнат.

То же самое и в корпорациях.

Корпоративная структура позволяет в рамках одной конструкции объединить капиталы большого числа лиц, но вместе с этим несомненным преимуществом наличие нескольких участников неизбежно ведет к возникновению противоречий, перерастающих в конфликты. Какими бы замечательными ни были отношения между акционерами, возникновение конфликтных ситуаций предопределено самой сутью акционерного общества. У каждого акционера свои особенные интересы, которые тем не менее на определенном этапе существования компании могут совпадать с интересами других участников. Например, три основных акционера ведут переговоры о продаже принадлежащих им акций единым пакетом стороннему инвестору. Очевидно, что в большинстве случаев их интересы будут совпадать, так как они направлены на скорейшее завершение сделки. Однако совпадают интересы акционеров далеко не всегда. А ведь еще есть и топ-менеджеры. В таких условиях возникновение конфликта всего лишь вопрос времени.

 

Ситуация усугубляется особенностями самих акционеров, их нежеланием идти на уступки и слушать противоположную позицию. Это только ускоряет возникновение конфликта между партнерами.

Если все предопределено, зачем же заботиться о корпоративном управлении, тщательно подбирать страну для создания компании? Очевидно, что высокий уровень организации компании и прочие важные аспекты проявляют себя именно во время конфликтов. Например, сможет ли компания работать даже после начала акционерной войны? Как быстро и насколько справедливо будет разрешен спор между акционерами в суде?

Акционеры «Вымпелкома» объясняли, чем новая структура будет отличаться от прежней. Заявлялось о специальных принципах формирования совета директоров, о большом числе независимых директоров, о том, что именно независимые директора исключат возможность диктата со стороны одного акционера при голосовании в совете директоров и «ни Telenor, ни Altimo не будут обладать правом вето при решении каких-либо вопросов». При этом заключаемое сторонами соглашение акционеров и другие договоры, копии которых будут представлены в Комиссию США по ценным бумагам и биржам (SEC), регулируются правом штата Нью-Йорк, а согласованный сторонами порядок разрешения возможных в будущем споров предусматривает коммерческий арбитраж в Лондоне.

Итак, очередной конфликт между двумя акционерами «Вымпелкома» был предсказуем. Начинается самое интересное: как будет выходить компания из этой ситуации? Вот здесь мы и сможем оценить эффективность новой юридической конструкции — от нее как раз и зависит, будет ли корпоративный конфликт разрешен в минимальные сроки или акционерам помешают острые углы бермудской юрисдикции.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+