Перед тем, как затевать серию колонок про детей и деньги, я устроил опрос в своем Facebook. «Вы учите детей пользоваться деньгами? Как?» — спросил я. Мои замечательные корреспонденты дали множество развернутых ответов, за что им большое спасибо; но вдруг один из них спохватился: «Интересно, кто-нибудь скажет, что еще сам не научился?»
Если взрослый и сам не очень хорошо понимает, что и как ему делать с деньгами, — например, у него плохо получается дотягивать от зарплаты до зарплаты, во время семейного похода в кино ему названивают коллекторы, а в аэропорту выясняется, что он невыездной из-за неуплаченного транспортного налога, — едва ли он научит детей хорошему. Потому что личный пример — штука убедительная. Даже когда ребенок растет человеком волевым и собранным, финансовая неуклюжесть родителей с большой вероятностью сделает его избыточно осторожным, если не патологическим скупердяем. Кстати, и очевидная скупость родителей — тоже вредное раннее финансовое образование; я знаю несколько взрослых, выросших в прижимистых семьях, — они страстно любят, но катастрофически не умеют тратить деньги.
О правиле «Следи за собой» вообще не надо забывать в присутствии детей (я не следил за этим, и потому слишком рано научил старшего сына ругаться матом), а в денежных вопросах — особенно. Практически все исследования на тему «дети и деньги» констатируют, что финансовая социализация детей — продукт «межпоколенческого влияния». Есть научные работы, убедительно доказывающие, что пример взрослых определяющим образом влияет на лояльность детей к брендам, скептицизм или, наоборот, доверие к рекламе, ориентацию на удобство или цену… Другими словами, все, что мы делаем, будет имитироваться, прямо или в искаженном виде. Если вы вырезаете купоны на скидки и покупаете вещи исключительно на распродажах, вы либо привьете детям такой же modus operandi, либо взрастите в них чувство протеста, на котором при первой возможности хорошо заработают бутики Третьяковского проезда.
Учить вас обращаться с деньгами я уж точно не собираюсь, хотя бы потому, что далеко не всегда доволен собственным финансовым поведением; если вы всегда довольны своим, вы как минимум Абрамович. Но, возможно, будет не лишним вместе прикинуть, за какими своими денежными привычками стоит особенно пристально следить в присутствии детей. Или, если сформулировать иначе, что, собственно, мы хотим, чтобы дети узнали от нас о деньгах. Мой список такой:
1. Деньги кончаются! Один веселый сайт даже предложил печатать это предупреждение на купюрах, как делает Минздравсоцразвития с сигаретными пачками. Лично я стараюсь при детях тратить деньги равномерно и только на необходимое, не поддаваясь соблазну импульсивных покупок. Если вы творческий человек, ваш пример быстро покажет ребенку, что с деньгами бывает то густо, то пусто. Но ужасно вредно демонстрировать ему свое волшебное умение мгновенно превращать одно в другое.
2. Долг всегда берется на конкретный срок. Мне было бы ужасно стыдно, если бы мои дети узнали, что я у кого-то занял денег и задерживаю выплату долга. Кроме того, когда мое поведение сымитируют — а это, если верить исследователям, случится почти неизбежно — мне же в какой-то момент и придется платить по счетам.
3. Реклама — это вид искусства и больше ничего.
4. Деньги даются в обмен на интеллектуальный труд и не даются в обмен на физический. Это, конечно, не совсем так, но лично для меня важно, чтобы ребенок рано понял: тасканием тюков или уборкой квартир на жизнь в XXI веке не заработаешь.
5. Трата денег — это упражнение в выборе. Нельзя купить одновременно и вот то платьице, и вот эту сумочку, и вот эти туфельки, и еще вон ту прекрасную куклу. Удовольствия тем острее, чем тщательнее их дозируешь.
6. Копить деньги может быть очень полезно, но только если есть конкретная цель. А если цели нет, с тем же успехом можно коллекционировать кусочки цветной бумаги.
7. Если поставленные цели дорогие, надо стремиться заработать много денег.
8. Заработать много денег очень, очень трудно. Легких денег на самом деле не бывает, что бы ни думали об этом банкиры. Все, что легко досталось, так же легко и исчезнет.
9. Деньги, к сожалению, очень часто бывают чужими. Но это просто их свойство, а не повод для постановки неправильных целей.
10. Если ты в чем-то глубоко убежден, будь готов за это заплатить. Если ты во что-то веришь, будь готов сделать на это материальную ставку.
11. Раздавать деньги просящим имеет смысл, только если ты уверен, что на самом деле им поможешь — и при этом не повредишь своим близким. Потому что в первую очередь ты в ответе за них.
Уверен, что в связи с одиннадцатым пунктом меня будут укорять в черствости и ограниченности. Я этому только порадуюсь. Значит, есть на свете добрые люди, которые дадут денег всем, кому не дам их я и мои дети.
Я не собираюсь зачитывать ни сыну, ни дочерям этот список. Ни полностью, ни по частям. Дети ненавидят дидактику и пафос; и того и другого в нем предостаточно. Это потому, что он обращен внутрь: я формулирую для себя заповеди, которым должен пытаться следовать, по крайней мере, на глазах у детей. То есть на самом деле почти всегда: если они не заметят самих моих действий, то уж точно увидят и, будьте спокойны, верно интерпретируют результаты в виде набитого ненужными вещами шкафа, семейных склок, неприятных звонков или депрессий, вызванных постылой, но денежной работой.
Ваш список заповедей почти наверняка отличается от моего — но я уверен, что в том или ином виде он существует и последовательно воплощается в жизнь. Если это так, поделитесь вашими принципами в комментариях. А что из этого получится, мы увидим, когда детки подрастут.