К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Неправда об инфляции

Неправда об инфляции
Как чиновники манипулируют цифрами инфляционной статистики

Финансовый бизнес и регулирование финансовой деятельности — дело, предполагающее доверие. Без доверия в финансах вообще делать нечего. Это не мешает финансовым регуляторам — и американской ФРС, и российскому Центробанку — упорно и систематически обманывать. Не слишком даже заботясь о правдоподобии.

За 12 месяцев к началу мая потребительские цены в России выросли на 9,6%. Все экономические показатели в стране измеряются именно так — в сравнении с тем же периодом предыдущего года. Но инфляция в силу традиции и лицемерия чиновников — исключение. Вместо того чтобы констатировать факт — приближение инфляции к двузначной величине — гораздо удобнее сказать, что рост цен с начала года по предпоследнюю неделю мая включительно составил 4,6%. Ведь назвав эту скромную цифру, можно пуститься в кофейные гадания: каким будет урожай? Продолжится ли рост глобальных цен на продовольствие?

И вот уже председатель Центробанка Сергей Игнатьев сообщает: ЦБ прогнозирует, что по итогам декабря цены вырастут на 6-7% к прошлому декабрю, и прогноз свой менять не собирается. Во втором полугодии, обосновывает ригидность центробанковских прогнозистов Игнатьев (экономисты ожидают роста цен на 8,5-9,5%), цены могут вырасти всего на 1,5%. И словно представив себя сельхозминистром, пускается в рассуждения о видах на урожай, а единственным серьезным риском для своего прогноза называет снятие эмбарго на экспорт зерна. Занавес.

 

Есть целая наука о коммуникациях нацбанков с экономическими агентами, масса исследований. Ведь инфляция — во многом продукт ожиданий множества субъектов, а это штука психологическая. Но наши руководители понимают эту психологию очень уж примитивно. Дескать, скажешь, что инфляция низкая, — и все тебе поверят, и никто не будет ценники переписывать и тем более закупать товары впрок. Но это не так даже в Белоруссии — многомесячные уверения, что «девальвации не будет», только убедили население и фирмы в обратном.

Из-за боязни сказать что-нибудь не то Центробанк уже много лет не решается даже финансировать экономические исследования — working papers. А вдруг кто-нибудь подумает, что это не позиция исследователей, а точка зрения ЦБ? В результате экономические исследования ведут все уважающие себя нацбанки мира, среди которых не только американский, европейский и британский, но и нацбанки Чили, Бразилии, Аргентины, Чехии — а российского ЦБ в этом ряду нет.

 

Вернемся к инфляции. Еще пару рабочих дней спустя ЦБ повышает депозитные ставки для банков, попутно заявляя, что решение принято «с учетом сохранения высокого уровня инфляционных ожиданий». Понятно, что если бы тревоги за инфляцию у ЦБ не было и она укладывалась бы в 7%-ный прогноз, то и нужды повышать ставки не было бы.

Инфляционная неправда состоит не только в том, чтобы кормить население цифрами роста цен с начала года, «отвлекая» от годового инфляционного индекса. Ведь Новый год — отметка совершенно условная, и трудно понять, почему в одном месяце нужно измерять, как выросли цены, скажем, за два последних месяца, а в другом — уже за три. «В моменте», в текущей динамике темп роста цен схватывается показателем помесячного роста (к предыдущему месяцу). А для оценки более фундаментального, долгосрочного уровня роста нужно смотреть на годовой индекс (рост за последние 12 месяцев). В измерении роста цен с начала года просто нет нужды.

Можно утешиться тем, что в конце концов, раз в год, в декабре с годовым индексом инфляции россияне обязательно будут ознакомлены. Но есть в использовании чиновниками инфляционной статистики еще одна ложь. Она состоит в том, чтобы не обращать никакого внимания на среднегодовой темп роста цен. То есть не отслеживать, на сколько, скажем, в среднем в 2010 году цены были выше средних цен в 2009 году. А ведь именно этот показатель (а не превышение цен к 31 декабря прошлогоднего уровня) был бы наиболее адекватен для расчета всяких административных показателей, индексации социальных субсидий, бюджетных расходов и т. д.

 

Как видно из таблицы, динамика двух показателей существенно разнится. Для привычного нам декабрьского индекса 2009 и 2010 годы совершенно одинаковы. Но по среднегодовому уровню цен они отличаются в 1,7 раза! В 2010 году рост цен стал ускоряться к лету — до этого инфляция падала. Поэтому в среднем в 2010 году цены выросли не так уж сильно. А вот в этом году, даже если декабрьский индекс будет ниже прошлогоднего, среднегодовое повышение цен окажется больше примерно на 1/3. Это за счет того, что цены уже набрали высокий уровень — даже без сильного роста прямо сейчас они уже заметно выше прошлогоднего уровня.

Только традиция и любовь к манипулированию показателями мешает чиновникам смотреть на инфляцию точно так, как они смотрят на любой другой экономический показатель (промышленность, инвестиции, доходы населения…). В результате субъекты экономики введены в заблуждение, правильного ориентира для расчета плановых показателей тоже нет, а чиновники называют те цифры, которые им удобнее.

Лучший нацбанк, ФРС США, тоже, бывает, лжет. Но об этом в следующей статье.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+