К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему растет стоимость услуг ЖКХ

Почему растет стоимость услуг ЖКХ
Около 8% расходов среднего европейца приходится на услуги ЖКХ. Россиянин платит уже 11%

Проблемы ЖКХ затрагивают абсолютно всех граждан России. Стоит зайти в один из московских ЕИРЦ, чтобы почти наверняка увидеть массу людей, пытающихся разобраться, за что они платят и почему. Об этом говорил в своем выступлении на Госсовете президент Дмитрий Медведев: «Качество коммунальных услуг, обоснованность роста тарифов, всякие проблемы, которые возникают вокруг ЖКХ, волнуют практически всех граждан нашей страны».

Все мы в какой-то степени уже привыкли, что вместе с новогодними праздниками приходит традиционный рост стоимости коммунальных услуг. Причем довольно ощутимый: в 2009 году стоимость коммунальных услуг выросла на 23%. Тарифы повышаются регулярно, причем их прирост обычно в несколько раз превышает общий уровень инфляции. Возникает естественный вопрос: сколько средний российский гражданин уже платит за коммунальные услуги и как это соотносится с другими странами?

По последним данным Росстата, обследовавшего бюджеты домашних хозяйств, ежемесячные потребительские расходы среднего российского гражданина во втором квартале 2010 года равнялись 10 156 рублям. Из них 1151 рубль (11,8%) пришелся на оплату жилищно-коммунальных услуг: 264 рубля — текущее содержание и ремонт жилого помещения, 305 рублей — водоснабжение и другие коммунальные услуги, 538 рублей — электроэнергия и газ. Много это или мало в сравнении, например, с европейскими странами?

 

Если поглядеть на результаты аналогичного обследования бюджетов домашних хозяйств в ЕС в 2005 году (последнее общее европейское обследование было проведено в 2010 году, но его результаты пока не опубликованы), то средний житель Евросоюза тратил на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) около €280 в месяц (по текущему курсу это почти 12 тысяч рублей). Кажется, что это много, почти в 10 раз больше российского уровня. Но необходимо учитывать, что доходы европейских жителей и соответственно их потребительские расходы примерно в 3 раза больше, чем в среднем по России. Получается, что мы тратим около 11% своих потребительских расходов на жилищно-коммунальные услуги. Европейцы — 27%, то есть гораздо больше, чем мы.

Однако мы не учитываем особенностей используемых данных. Существует специальный классификатор индивидуального потребления по целям (КИПЦ), утвержденный статистическим отделом ООН, согласно которому и проводят обследования бюджетов домашних хозяйств во всех странах. Он включает в себя 12 разделов, один из которых носит название «Жилищные услуги, вода, электричество, газ и другие виды топлива». Обычно под этим разделом и понимают ЖКУ. Проблема заключается в том, что согласно классификатору в этот раздел включаются расходы на аренду жилых помещений, а также «условно начисленная арендная плата за жилищные услуги». Первое — это прямые расходы домашних хозяйств на аренду жилых помещений, собственниками которых они не являются. Второе — эта некоторая условность, согласно которой собственник «как бы» сам себе платит арендную плату. Она включается как в расходы, так и доходы. Методологически все правильно, однако на практике получается, что доля расходов домашних хозяйств на ЖКУ сильно зависит от того, насколько развит и прозрачен рынок аренды жилья. Она на то и называется «условно начисленной стоимостью», что ее величина сильно зависит от используемой в статистическом ведомстве методики ее оценки. В России из-за недостатка данных и непрозрачности самого рынка аренды «условная аренда» вообще не включается в состав расходов, а прямая аренда — пренебрежимо мала. В Европе арендные платежи, как прямые, так и условные, составляют в среднем от 50 до 70% расходов на жилищно-коммунальные услуги.

 

Что же произойдет, если вычесть эти платежи и сравнить их с расходами на ЖКУ в нашем понимании? Результаты приведены ниже.

Расходы на жилищно-коммунальные услуги (без учета стоимости аренды) в странах ЕС и России, 2005 год, € на человека в месяц

 

В номинальном выражении расходы на ЖКУ среднего европейца в этом случае составляют €70-80 в месяц, что уже сопоставимо с нашими €27 на человека. Если же посмотреть результаты относительно величины потребительских расходов, то они получаются гораздо более впечатляющими. Около 8-9% расходов среднего европейца приходится на оплату ЖКУ, в то время как у нас этот уровень составляет более 11%.

Доля расходов на ЖКУ в странах ЕС и России, 2005 год, % расходов

Разумеется, результаты не означают, что тарифы на ЖКХ следует заморозить. Они ничего не говорят и о том, что происходит внутри самого коммунального комплекса и каким образом там распределяются финансовые потоки. Но они показывают тот факт, что с учетом среднего роста стоимости коммунальных услуг на 28% ежегодно за последние 10 лет (в среднем цены росли за этот же период времени лишь на 12% ежегодно), оплата ЖКХ уже составляет весомую часть в расходах населения. Дальнейшее раздувание цен на коммунальные услуги — неважно, по каким причинам оно происходит, — может привести к весьма неприятным для властей социальным последствиям.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+