К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как спастись от пузырей

Как спастись от пузырей
Центробанкам пора менять устаревший механизм установления процентных ставок

Центробанки создают финансовые кризисы своими руками. Регулируя инфляцию, они не обращают внимания на цены инвестиционных активов и держат ставки низкими, когда фондовый и другие финансовые рынки переживают бум. В результате растут пузыри.

Лет 7-8 лет назад, когда эту идею отстаивал Стивен Роуч (тогда главный экономист Morgan Stanley), она казалась революционной. Роуча, твердившего, что после краха «доткомов» рынки быстро восстанавливаются и ФРС пора повышать ставку, не слушали ни чиновники, ни коллеги. Все были уверены, что нацбанки должны смотреть за ситуацией в экономике, а на рынки обращать внимание только тогда, когда негативное развитие ситуации на них грозит экономике серьезными потрясениями. А не тогда, когда все хорошо или даже только начало улучшаться.

С началом нынешнего кризиса даже МВФ признал, что центробанкам при управлении инфляцией, возможно, надо смотреть не только за потребительскими ценами, но и за недвижимостью и финансовыми активами. Но на практике центробанки не начали следовать этой идее.

 

Новые аргументы в ее пользу нашли Лоренс Кристиано (NBER) и три его соавтора, работающие в Европейском центробанке и Университете Дюка. Их доклад «Денежная политика и бумы на фондовом рынке» недавно обсуждался на ежегодном семинаре в Jackson Hole — конференции, где сотрудники ФРС и других ведущих нацбанков мира думают о новациях в своей политике.

Взлеты фондового рынка должны стать для нацбанков сигналом: пора ужесточать денежную политику, уверены Кристиано и коллеги. Ведь движением процентных ставок центробанки влияют на динамику всей экономики и финансовых рынков. Но ставя изменение ставок в зависимость от роста цен, центробанки лишают себя возможности реагировать на перемены в экономической динамике. А в современной экономике эти перемены в первую очередь выражаются в движении рынков. Значит, такой подход неадекватен.

 

Авторы проанализировали динамику инфляции и фондового рынка за 200 лет американской истории, исключая периоды войн. И показали, что именно во время фондовых подъемов (их было 18) потребительская инфляция ниже, чем в остальные периоды (см. таблицу). Игнорирование рынка тем опаснее, что в 16 случаях из 18 взлет акций был связан с кредитным бумом. Кредиты во время роста цены акций росли более чем вдвое быстрее, чем в остальное время.

Итак, на «бычьем» рынке нацбанки держат ставки низкими — инфляция это позволяет. В результате бум только усиливается. Потом — разрушительный спад. Получается, центробанки своими руками усиливают волатильность рынков, даже «дестабилизируют» их, говорится в докладе.

 

Повышение ставок должно начинаться не тогда, когда ускоряются потребительские цены, а тогда, когда нацбанки обнаруживают бум на фондовом или кредитном рынке, не говоря уже о недвижимости.

Это потребует изменения правил, по которым работают ведущие нацбанки мира. ФРС к этим изменениям пока не готова. А в России они даже не начинали обсуждаться. Когда рынки и экономика растут, а инфляция низка, и бизнесменам, и нацбанкам кажется, что все в порядке. В такой ситуации психологически очень трудно предпринимать действия, замедляющие рост.

Не понравится этот подход и политикам. Выслушав жалобы бизнесменов на нацбанк, «безосновательно повышающий стоимость кредитных средств», чиновники будут возмущаться: «Нельзя подрывать только зародившийся рост экономики!»

Важнейший логический довод против идеи Роуча—Кристиано: регулятор не может точно знать, когда именно следует начинать «остужать» рынки.

Но возьмем для примера нынешнюю ситуацию. Рост американского ВВП очень слаб и неустойчив, безработица высока. При этом доходность облигаций Минфина США близка к рекордно низкому уровню. Это понятно: аппетит к риску у инвесторов сейчас низок, спрос на «безрисковые» бумаги велик. Очень низки ставки по корпоративным бондам. В августе IBM заняла на 3 года под 1%, а Johnson & Johnson на 10 лет — под 2,95%. На рекордно низком уровне находится и доходность низкокачественных «бросовых» бондов, а их эмиссия побила все рекорды.

 

Все это означает, что на рынках начинают зарождаться новые пузыри и ФРС пора повышать ставку с 0,25% примерно до 2%, считает профессор Чикагского университета Рагурам Раджан. Но этот голос тонет в хоре чиновников, экономистов и лоббистов, уверенных, что экономике как никогда нужна господдержка. Чтобы послушать Роуча, Кристиано и Раджана, руководителю нацбанка нужно быть совсем отчаянным политиком.

Либо иметь четкие правила. Для начала — мандат на обеспечение финансовой стабильности. По этому пути идет Банк Канады, один из самых передовых в мире. Там думают о расширении функций нацбанка. Предполагается обязать его заняться предотвращением образования пузырей. Разумеется, в добавление к задаче удерживать инфляцию около 2%.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+