Перед саммитом G20 основной спор шел о бюджетных стимулах. Американцы, которым не грозит немедленное повышение стоимости обслуживания госдолга из-за бюджетного дефицита, опасаются, что снижение бюджетного стимулирования экономики помешает ее восстановлению. У европейцев ситуация другая: не доказав инвесторам, что у них есть четкий план по приведению госфинансов в порядок, они не смогут дешево рефинансировать долг.
В итоге «двадцатка» взяла на себя обещание понизить к 2013 году дефициты бюджетов примерно в два раза к нынешнему уровню (в США — 4,2% ВВП вместо нынешних 10,1%, в Германии — 3% вместо 5,5%). В качестве уступки американцам европейцы согласились включить в текст коммюнике слова о том, что приоритетом экономической политики остается рост, а не бюджетная стабильность: сокращение дефицитов должно быть «дружественным» для роста экономики.
Таким образом, спор «тупоконечников» и «остроконечников» временно разрешен диалектическим образом, удовлетворившим почти всех. Только бразильский министр финансов Гвидо Мантега назвал предложенный Германией темп сокращения дефицитов «драконовским».
Любопытно, что европейские политики настаивают на сокращении бюджетных дефицитов во вред собственной популярности. Рейтинги одобрения немецкого и французского правительств сейчас находятся на минимуме, что угрожает электоральным позициям партий, которые их сформировали. Но у них нет другого выхода.
Китайцы смогли добиться того, что в итоговом заявлении G20 нет упоминания о юане. Еще одно их дипломатическое достижение: японский премьер предложил приглашать Китай на заседания G8.
Регулирование банков: разные дороги
В меньшей степени лидерам удалось продвинуться в дискуссиях о том, как регулировать финансовый сектор, в этом отношении США и Европа пока движутся разными путями. Саммит лишь констатировал, что должны быть ужесточены требования к капиталу банков и стандарты ликвидности. Дальнейшее согласование позиций будет проведено на следующим саммите (в ноябре в Сеуле), а до этого — на июльском заседании Базельского комитета по банковскому регулированию.
США, Британия, Германия и Франция — страны, которым пришлось сильно потратиться на поддержку банковской системы, — настаивают на введении банковского налога. Страны BRIC, Канада, Австралия и Япония этому подходу оппонируют. Зато российский президент Дмитрий Медведев порадовал американцев предложением ввести специальный налог на нефтяные компании, за счет которого можно финансировать нанесенный ими ущерб природе.
На прошлой неделе Британия анонсировала введение банковского налога, который должен принести порядка $3 млрд в год. Он будет исчисляться в процентах от совокупных активов банка. Налог не планируется большим. По расчетам Citigroup, при условии его введения прибыли HSBC, Barclays и Standard Chartered упадут всего на 1%. Но банки приготовились к борьбе — так, HSBC, зарабатывающий 90% прибыли за пределами Британии, настаивает, чтобы в расчет налога включались только его британские, а не глобальные активы.
Но если налогом будут облагаться только британские активы, банки просто выведут часть операций из страны. Например, замечают аналитики UBS, банковская группа HSBC традиционно проводит трейдерские операции через баланс британского подразделения, но ничто не мешает делать это через баланс Гонконга — «родной» для банка юрисдикции с низкими налогами.
И Британия, и Франция (об этом в Торонто сказал Николя Саркози) намерены вводить свои налоги на банки вне зависимости от того, как поступят остальные страны «двадцатки». Без оглядки на другие страны идет и утверждение американского законопроекта о регулировании банков.
Лидер в протекционизме
Были произнесены и полагающиеся в таких случаях слова о вреде протекционистских мер. В последнее время, как показывает очередной доклад Global Trade Alert, количество вредящих торговле мер несколько возросло. Правда, чуть-чуть улучшилась ситуация в России. По данным за 2009 год, Россия была в пятерке наиболее вредящих внешней торговле стран, как ни измеряй эту вредоносность. Измеряет ее GTA по количеству:
— дискриминационных мер,
— повышенных пошлин,
— охваченных мерами секторов экономики,
— пострадавших торговых партнеров.
Сейчас Россия оказалась на первом месте в мире по второму критерию (пошлины были повышены при формировании Таможенного союза) и на втором месте по первому критерию. Но хотя бы по критериям 3–4 у нас ситуация чуть лучше — шестое место. Такая статистика неудивительна. Из 20 последних протекционистских мер, которые по состоянию на 28 июня зарегистрировала GTA (меры №1494–1513), 12 введены Россией.
Автор — экономический обозреватель