Неожиданное назначение Георгия Полтавченко на пост губернатора Санкт-Петербурга чаще всего объясняют его принадлежностью к «ближнему кругу». К сожалению, в России это намного важнее управленческого профессионализма. Но, видимо, обидная приставка «врио» (как сообщил в среду спикер заксобрания Петербурга Вадим Тюльпанов, утверждение новой кандидатуры состоится, скорее всего, 31 августа) отражает некое сомнение в верхах — а справится ли старый товарищ? Крупнейшие федеральные города имеют горы накопившихся социально-экономических и инфраструктурных проблем, гораздо менее управляемый электорат. И если в Москве после отставки Лужкова можно было, хотя и не сразу, провести кардинальные кадровые чистки и замены, как после взятия долго сопротивлявшейся крепости, то в родном городе дуумвиров такая политика вряд ли возможна — все питерские кланы так или иначе связаны с Кремлем и Белым домом. Значит, нужна компромиссная фигура, которой и стал Полтавченко.
Но все это политические игры, а городом нужно реально управлять. Чего можно ожидать от нового губернатора как управленца?
Его предыдущий опыт несопоставим по задачам и масштабу с новым назначением. Тихое сидение в Центральном федеральном округе, где огромные деньги и экономические интересы концентрировались у Лужкова, а полпредство только организовывало бесконечные совещания для выезжающих в регионы федеральных начальников и писало справки наверх, мало чему учит. Матвиенко хотя бы имела реальный опыт управления в статусе вице-премьера, хотя и это не очень помогло.
Другая особенность Полтавченко — стиль управления. Вероисповедание человека — его личное дело, но если полпредство ЦФО массу усилий направляло на продвижение православия в массы, то это уже политика. Аналогичная политика в огромном городе, мультикультурном и более свободном по стилю жизни в сравнении с провинцией, вряд ли понравится многим его жителям.
Еще одна стилистическая особенность полпредства ЦФО — закрытость и почти военная дисциплина. Подобный стиль управления категорически противопоказан большому городу. Все крупнейшие города многообразны и сложно организованы, их власти должны уметь взаимодействовать с самыми разными группами интересов.
Явное несоответствие фигуры и места работы может быть провальным, если при назначении ставилась задача ускорить экономическое развитие Санкт-Петербурга, решать инфраструктурные и коммунальные проблемы, привлекать инвесторов. Но может и не быть, если задача поставлена иная — контролировать денежные потоки. Их поставляют в виде налогов крупнейшие российские компании, «добровольно-принудительно» перерегистрировавшие свои юридические адреса в северной столице.
С федеральной помощью этот процесс продолжается. Во многом благодаря такой перерегистрации доходы бюджета города выросли за 2001-2010 годы в семь раз (с 50 млрд до 351 млрд рублей), в то время как в среднем по регионам России — в пять раз. Еще одним крупным денежным потоком являются инвестиции федерального бюджета. В середине 2000-х годов 9-10% всех инвестиций из федерального бюджета поступало в северную столицу, в последние три года — 7-8%. За этим денежным морем нужен надежный пригляд своего человека: чтобы исправно вносили положенное и чтобы брали по чину. Вот и поставили смотрящего. А про развитие города можно будет подумать после выборов.
Автор — член экспертного совета при Комитете Госдумы по региональной политике, руководитель региональной программы Независимого института социальной политики