Ангела Меркель и Николя Саркози предложили во вторник целый ряд реформ в существующем европейском укладе. В глобальном масштабе главным достижением встречи президента и канцлера стал демонстративный отказ от использования для борьбы с долговым кризисом в еврозоне чисто финансовых инструментов — увеличения объемов стабилизационного фонда и выпуска единых европейских облигаций, т. н. евробондов. Именно к этому, напомню, отчаянно призывали лидеров ведущих стран Евросоюза представители финансовых рынков в течение последних месяцев.
Это решение представляется правильным хотя бы потому, что именно деятельность безликих, но могущественных финансовых рынков стала одной из главных причин мирового экономического кризиса в 2008 году. И неспособность властей большинства стран Запада отказаться от политики, направленной на то, чтобы «успокоить рынки», накачав их новыми необеспеченными инструментами, остается основной причиной провала всех попыток вывести мировую экономику на траекторию стабильного развития. То, что Саркози и Меркель нашли в себе силы, по крайней мере сейчас, отказаться от «политики умиротворения», внушает оптимизм. Несмотря на все трагические комментарии тех, кто рассчитывал на появление новых инструментов обогащения для финансовых спекулянтов.
Понятно, что Германия и Франция находятся здесь в наиболее удобной позиции и благосостояние их граждан в наименьшей степени зависит от стабильности финансовых рынков. Однако эти же страны являются основными гарантами существования единой европейской валюты, и им, в конце концов, решать, какие меры необходимы для ее спасения. А какие же другие меры, кроме как повышение качества государственного вмешательства в экономику, должны предлагать своим коллегам лидеры стран, стоявших у истоков европейской интеграции? Ведь сам по себе проект единой Европы был, что бы ни говорили о европейских ценностях и др., в первую очередь направлен на создание общих правил госрегулирования экономической деятельности.
И сейчас инициативы Меркель и Саркози направлены именно на углубление экономической (т. е. регулятивной) интеграции в Евросоюзе, включая введение единого налога на финансовые операции и принятие во всех странах еврозоны конституционных норм, обеспечивающих сбалансированность бюджета. В дальнейшем предполагается ввести еще целый ряд мер, направленных на повышение единства экономической политики всех стран Евросоюза, которые пожелают в этом участвовать.
Последнее — всех желающих — имеет немаловажное значение. Во-первых, отсутствие единой экономической политики при общей валюте уже давно признано главной причиной кризиса в еврозоне. Во-вторых, реализация инициатив Меркель и Саркози с высокой степенью вероятности может привести к выходу из зоны евро, а, возможно, и из Евросоюза тех стран, которые откажутся или не смогут принять на себя обязательства, серьезно ограничивающие свободу их экономической политики. При оптимальном раскладе, если уж двигаться дальше совсем без балласта, в евро должны остаться Германия, Франция, страны Бенилюкса и Австрия. Именно эта группа наиболее стабильных и ответственных государств сможет продолжить процесс интеграции «вглубь». К чему уже давно призывают Европу ученые и политики.
Полтора года назад автор этого текста призывал лидеров ведущих стран ЕС проявить милосердие к тем, кто не способен или не желает жить по средствам, и взять их на буксир. И сейчас Германия и Франция отнюдь не говорят о намерении бросить европейский балласт на произвол судьбы. Они просто твердо заявляют о своем нежелании жить по правилам, которые им пытаются диктовать менее ответственные партнеры и вообще ничем, кроме инстинктов, не управляемый мировой финансовый рынок.
Принятые на саммите в Париже решения — это первый серьезный шаг к исправлению многочисленных ошибок последних 20 лет. Не только на европейском, но и на глобальном уровне. И нервная реакция на них многочисленных нахлебников — от властей Греции до участников фондовых бирж — это наиболее верный признак того, что шаги делаются в правильном направлении.