18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЧИКОВЫМ ПАВЛОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЧИКОВА ПАВЛА ВЛАДИМИРОВИЧА
«Указ Медведева о переаттестации МВД не распространяется на ассоциацию «Агора» и с очевидностью непосредственно не затрагивает ее права и свободы», — так ответили трое судей кассационной коллегии Верховного суда на нашу жалобу. В ней мы просили признать указ президента о переаттестации милиционеров незаконным, поскольку он не ввел представителей общественности в состав комиссии по переаттестации. После обжалования Медведев ввел в комиссию двух общественников, Анатолия Кучерену и Илью Резника, которые ни разу публично не выступили. В восьми регионах страны журналисты и общественные организации получили отказы местных милицейских главков во включении в состав региональных аттестационных комиссий.
Информационных поводов вокруг переаттестации было четыре: анонс в виде слов президента о ее необходимости, создание комиссии в президентской администрации, пропуск срока переаттестации «из-за сложности и напряженности» с его продлением и победное окончание 1 августа. Между этими событиями никакой информации — ни громких отставок, ни значимых назначений, ни скандалов, ни разоблачений, ни уголовных дел, ни обращений в суд, ни самоубийств, наконец. По словам заместителя министра внутренних дел Сергея Герасимова, переаттестацию не прошел всего 21 генерал из 350. При этом министерство сообщило об увольнении 143 генералов. Очевидно, что большая часть из них предпочла уйти без унизительной процедуры заслушивания перед президентской комиссией. За два предшествовавших переаттестации года президент отправил в отставку больше милицейских генералов, чем сменил их нынешний ведомственный отсев.
Положительный результат переаттестации был возможен только при трех составляющих:
1. Предельная публичность процесса с ясными критериями, с разоблачением и приданием гласности имеющегося негатива на каждого проходящего отсев милицейского генерала.
2. Отсев подавляющего большинства с набором совершенно новых людей не из милицейской системы. Примеры такие есть — Александр Бастрыкин ни дня не работал следователем, Анатолий Сердюков, не считая срочной, никогда не служил в армии. Антон Иванов до занятия должности председателя Высшего арбитражного суда никогда не был судьей.
3. Широкая, близкая к единодушной, поддержка реформы и властных инициатив со стороны общества. В Грузии, Польше, Чехии и многих других странах, где в последние 20 лет проводились кардинальные полицейские реформы, эти изменения поддерживали до 90% жителей. Тот же процент, удовлетворенный глубиной реформ, затем становился базой социальной поддержки обновленной полиции.
Взгляд назад теперь показывает, что первые два пункта изначально не были в повестке дня Кремля. Но без них нет и не могло быть общественного принятия, а значит, и легитимности этой инициативы. В результате в сухом остатке милиция внутри себя провела какую-то непонятную и скрытую от граждан якобы санацию. Граждане, по всем соцопросам, сочли это обманом и не поверили. Повторно в реформу полиции не поверят теперь даже самые отъявленные оптимисты. Итогом будет расползающаяся по стране новая социальная практика — самосуды.
Автор — председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора»