Отсутствие определенности заставляет инвесторов задуматься о будущем своих бизнес-проектов
Автор — руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти
Опубликованные в газете «Ведомости» впечатления оцепеневшего представителя крупного бизнеса, присутствующего на встрече с президентом Дмитрием Медведевым 11 июня, наделала много шума в среде политической и деловой общественности. Президент попросил бизнес определиться, кого они хотят видеть следующим президентом: его или председателя правительства.
Ключевой вопрос, который сейчас стоит на политической повестке дня, — кто возглавит страну после 2012 года. Еще год все казалось решенным и публичная активность премьера (встречи с байкерами, поездки на Lada Kalina, отлов китов и пр.) воспринималась аналитиками как подготовка к предстоящей предвыборной кампании. Незначительная PR-активность Медведева поддерживалась на уровне, не позволяющем уронить достоинство президента.
Однако выступления Медведева в Магнитогорске и на экономическом форуме в Санкт-Петербурге серьезно озадачили российские и зарубежные деловые круги. Это я почувствовал по тревожным звонкам знакомых дипломатов и представителей зарубежных фирм. Вопрос звучал примерно так: «У вас там разве еще ничего не решено? Что вообще происходит?» Им недостаточно положительно воспринимать модернистские инициативы Медведева, им нужно понимание будущего России после 2012 года. Отсутствие определенности заставляет их задуматься о будущем своих бизнес-проектов. Потенциальный конфликт первых двух лиц — серьезная экономическая угроза, и именно неясность с политическим будущим России приводит к более чем годовому замораживанию значительных инвестиционных проектов.
Вспоминая выбор преемника в 2008 году между Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым, легко объяснить стратегический выбор Путина в пользу Медведева персональными договоренностями по обратной передаче президентской власти в 2012 году. Думаю, в мыслях мачо-Путина интеллигентный и мягкий Медведев представлял тогда куда меньшую потенциальную опасность, чем более харизматичный и опытный Иванов. Именно этим был обусловлен тот выбор. Но даже этого было недостаточно — были проведены институциональные изменения, ограничивающие будущего президента, накачивание рейтинга «Единой России» и, наконец, избрание Путина лидером партии, имеющей конституционное большинство в думе. Полагаю, что именно возможность контролируемой Путиным Думы инициировать импичмент президенту и являлось на протяжении всего этого времени стабилизирующим фактором от возможного «неожиданного» снятия его с должности премьер-министра.
Но если информация газеты «Ведомости» соответствует действительности, значит, противостояние между осознавшим свою политическую роль Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным выходит в публичное поле. Даже не так важно, о чем шел разговор на встрече бизнеса в Кремле (переговоры с бизнесом о поддержке никогда не ведутся открыто), — важно, как это было преподнесено: он или я. Думаю, ответ Владимира Путина последует очень быстро.
Автор — руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти