Сегодня правительство, так толком и не решив налоговые проблемы (как компенсировать бюджетные потери после снижения ставки соцналога), обсудит проект бюджета на 2012-й и два следующих года. Рост расходов ускорится — правительство окончательно вошло во вкус, и теперь даже небольшое снижение цены нефти приведет к ускоренному росту госдолга.
Самая удивительная черта в опубликованных правительством накануне заседания основных параметрах бюджета — это рост расходов при практической остановке роста доходов (см. табл.).
Казалось бы, рост расходов плавный и настораживать не должен. Тем более что из года в год при бюджетном планировании Минфин старательно занижает оценку доходов, а затем, весной-летом, ее повышает (исключением был кризисный 2009-й).
Из таблицы виден беспрецедентный для последних лет — почти на четверть — рост бюджетных доходов этого года. В реальности он окажется еще выше: за пять месяцев казна собрала уже 4,2 трлн рублей, и за год доходы не должны быть ниже 10,5-10,8 трлн. Масштабный рост доходов — следствие благоприятной для России мировой конъюнктуры — нам платят за нефть и газ. Нефтегазовые доходы бюджета практически сравнялись с суммой прочих доходов. Правительство, разумеется, такого подарка не ожидало, и весной прогноз доходов на 2011-й пришлось повышать почти на 1,5 трлн.
Совсем небольшой, 3%-ный, рост доходов запланирован и на 2012 год. А если учесть, что доходы-2011 чуть-чуть занижены, получается, что доходы-2012 фактически равны поступлениям этого года. Такой сценарий кажется маловероятным — логично предположить, что и в 2012 году доходы вырастут как минимум на 10%, до 11,5-12 трлн руб. О чем же тогда беспокоиться?
На этот раз все может оказаться не так.
Повышенная с этого года ставка социальных взносов заметно ослабила темп экономического роста. Инвестиции в январе-мае были выше прошлогодних всего на 2%, а реальные располагаемые денежные доходы населения — ниже на 1,9%. С таким слабым инвестиционным и потребительским спросом экономику вытягивает, по сути, только экспорт.
Чиновники это все вроде учитывают. Планируемый на будущий год темп роста еще ниже, чем нынешний: 3,5%. Несколько ниже цена нефти: $93 по основному сценарию.
Все может оказаться еще хуже, если Европе не удастся погасить расползающийся по модели домино долговой кризис, а в США вынужденно сворачиваемая политика стимулирования роста за счет денежной накачки так и не приведет к оживлению. Ну и плюс сценарий резкого (до 6%) замедления роста в Китае — во многом и так «нарисованного» (пустые города, рост плохих активов у банков и долгов у местных правительств). Этот весьма вероятный по нынешним настроениям рынков сценарий, который рисуют Нуриэль Рубини и Гэри Шиллинг, — путь к мировой рецессии. В рамках этого сценария нефть может подешеветь значительно сильнее предусмотренных правительством $10.
В таком случае государству придется жить в долг, увеличивая дефицит с 1-2% до 5-10% ВВП. Несколько лет можно продержаться и с большим дефицитом: рынки будут рады России с ее низким уровнем госдолга, но не слишком долго.
Выстроилась очень ненадежная конструкция. Правительство России, как когда-то брежневское, поймалось на нефтяную удочку. Вместе с ценой нефти ежегодно повышается ее уровень, при котором бюджет сводится без дефицита. Он уже перевалил за $100 и входит в границы диапазона $115-125. Это фантастические цифры, означающие предельную неустойчивость бюджета. Повышенные пенсии, Олимпиада, подготовка к мировому футбольному чемпионату, огромная программа закупки вооружений, Сколково — каждая из этих гирь не дает бюджетной птице подняться. Добавьте к этому масштабное дорожное и железнодорожное строительство, новое инвестиционное госагентство, строительство финансового рая где-нибудь на Новой Риге, гигантскую сумму на нужды ВТБ, незадачливого приобретателя банков…
И вот еще снижение ставки соцвзносов, при котором ни в коем случае не должно произойти уменьшение поступлений. Если бы не это, то, подчеркивают минфиновские таблицы, все было бы еще в пределах приличий: рост расходов мог составить 926 млрд рублей (почти как в этом году), а не 1163 млрд. И все это на фоне бесконечного откладывания реформ, которые могли бы дать бюджету возможность для маневра в будущем.
Проводимая политика делает неизбежным повышение налогов уже довольно скоро — в середине 2010-х. Преодолев это «табу» на примере соцвзносов, правительство, будучи не в состоянии повышать расходы медленнее чем на 10%, будет вынуждено идти дальше — например, к прогрессивному подоходному налогу и весомому налогу на недвижимость. Пока мы в начале пути.
Фото: Итар-ТАСС