Автор — политолог
Дмитрий Медведев разродился очередной инициативой, которую он сам, видимо, считает верхом демократических перемен и которая на практике выглядит скорее как издевательство. Президент внес в Государственную Думу РФ законопроект о снижении барьера на выборах в нее до 5%. Предполагается, что поправки будут действовать лишь на выборах 2016 года, а в декабре 2011 года сохранится 7%-ный барьер.
Все это напоминает трогательное обещание больным вылечить их, но в далеком будущем. Что мешает чиновникам реализовать свои прекрасные планы уже сейчас, остается загадкой. Решения, которые нужны сегодня, через 5 лет могут потерять актуальность. Машина государственного управления теряет эффективность и доверие граждан намного быстрее, чем властная элита готова проводить преобразования. Это видно и по падению рейтингов тандема, и по фактическому недоверию граждан к подавляющему большинству формальных государственных и политических институтов.
Нечто аналогичное новому предложению Медведева сделал на днях и министр юстиции Коновалов, высказавшись за уведомительную регистрацию партий — в неопределенном будущем. Однако в конкретном настоящем Минюст отказывает в регистрации всем создаваемым партиям подряд, порой под совершенно надуманными предлогами. За последние 7 лет в стране не было зарегистрировано ни одной партии (кроме прокремлевского «Правого дела»; все иные условно новые проекты, включая «Справедливую Россию» и «Патриотов России», юридически были лишь переименованием ранее созданных партий). Хотя многие создаваемые или ликвидируемые партии были намного более реальны, чем формально сохраняющие регистрацию провластные симулякры. Так в большинстве регионов сегодня днем с огнем не найти следов «Яблока» или «Правого дела», но зато есть активно проводящие массовые акции ПАРНАС или партия «Воля», известная митингами протеста в регионах Поволжья.
Наиболее адекватная часть властной элиты вроде все понимает, но парадоксальным образом ничего не делает. Вся риторика последних лет про «Россия, вперед» и «модернизацию» на практике свелась либо к откровенно декоративным изменениям (символические отчеты губернаторов и правительства без права депутатов выразить им недоверие и т.д.), либо к переменам, которые ситуацию только ухудшили (увеличение сроков полномочий президента и парламента, снижение самостоятельности Конституционного суда, отмена залога на выборах, лишение общественных организаций выдвигать списки на выборах в местное самоуправление, массовая отмена прямых выборов мэров и т.д.).
Еще в своем первом президентском послании в ноябре 2008 Дмитрий Медведев призвал дать партиям, получившим на выборах менее 7%, возможность быть представленными в Госдуме РФ. Итогом стало принятие не имеющего в мире аналогов странного закона о том, что партия, набравшая от 5% до 6% голосов, получает 1 мандат (хотя 5% от 450 мест — это не менее 22 мандатов, в зависимости от так называемой «премии» — перераспределения голосов непрошедших списков и недействительных голосов), а от 6% до 7% — 2 мандата (хотя, например, 6,9% от 450 мест — это не менее 31 мандата). Абсурдность этих норм и их откровенное противоречие принципу пропорциональности никого, похоже, не волнуют.
Более того, со временем юридически громоздкую конструкцию про «утешительные мандаты» стали транслировать в регионы, вместо того чтобы просто снижать барьер до 5% (в регионах обычно 40-50 депутатов в местном парламенте, из которых половина избирается по спискам, а при 20-25 избираемых депутатов 5% голосов на практике, как правило, соответствует примерно одному мандату). В системе исполнительной вертикали слепое выполнение приказов полностью побеждает здравый смысл и политическую целесообразность. Президент на словах вроде бы поддерживает принятие мер по децентрализации, но где же эти меры на практике?
Семипроцентный барьер, сохраняющийся в результате на выборах 2011 года, остается одним из самых высоких в мире. В некоторых странах с пропорциональной системой заградительного барьера нет вообще (Португалия, ЮАР, Финляндия, Македония). В Израиле и Дании барьер составляет 2%, в Шри-Ланке — 2,5%, в Аргентине, Боливии, Украине — 3%. Самым высоким в Европе в настоящее время является заградительный барьер в Турции (10%) и крохотном Лихтенштейне (8%), которые точно не являются образцом для подражания и активно критикуются во всем мире. Абсолютным же рекордсменом по величине заградительного барьера (12,5%) сегодня является живущая в состоянии перманентных гражданских войн и межплеменных разборок Республика Сьерра-Леоне в Западной Африке. Эти сравнения наглядно демонстрируют вектор развития политической системы России и соответствие деклараций про «модернизацию» действительности.
Автор — политолог