Автор — политический обозреватель «Московских новостей», востоковед
В этом сентябре во время сессии Генеральной Ассамблеи палестинцы собираются обратиться в ООН с тем, чтобы эта организация объявила о принятии в свои ряды Палестины. Практического смысла в этом обращении, казалось бы, мало. Автономия не сможет превратиться в государство без договоренностей с израильтянами, а они никак не хотят возвращать арабам оккупированные территории, уже заселенные еврейскими поселенцами. Однако моральное значение этот шаг будет иметь настолько большое, что на деле может привести к далеко идущим последствиям. Причем ответственность за это во многом ляжет на президента США Барака Обаму.
Если ООН согласится удовлетворить просьбу, то почти 11 млн палестинцев (в самой автономии и в эмиграции) получат сигнал к решительным действиям. С 1947 года, когда появилась международная резолюция о создании рядом двух государств — еврейского и арабского, таких сигналов было уже немало. Но сейчас, когда весь арабский мир настроен по-революционному, это может вылиться в грандиозное восстание палестинцев. Может начаться третья интифада — через 10 лет после того, как закончилась вторая.
Если ООН не пойдет навстречу палестинцам или же в случае голосования в Совете Безопасности американцы, подталкиваемые израильтянами, применят свое право вето, то тогда, тем более, арабы решат, что пора действовать и без международной поддержки. Нынешняя революционная весна заставила арабов, особенно молодежь, поверить в свои силы. Египтяне добились цели, тунисцы тоже, почему бы и палестинцам не пойти по этому пути? Только у них не внутренний враг, а внешний, так ведь главный лозунг восстаний этого года — «достали», «хватит» (уже известное теперь арабское слово «кифая»). А когда «достали» и когда появляется такой энтузиазм, то люди уже не думают об опасности и готовы принести себя в жертву.
Существует и третий вариант — если за летние месяцы американская дипломатия с помощью остальных посредников, в том числе России, сумеет убедить израильтян и палестинцев снова вернуться за стол переговоров. Правящее в автономии «Движение освобождения Палестины» (ФАТХ) во главе с президентом Махмудом Аббасом может пойти на это. Есть вероятность, что в случае возобновления переговоров палестинцы откажутся от идеи обратиться в ООН.
Однако большинство политиков в ФАТХ не надеются, что очередные переговоры со столь радикально настроенным израильским премьером Биньямином Нетаньяху могут привести к успеху. Кроме того, 4 мая в Каире ФАТХ после четырех лет вражды подписало соглашение о примирении с «Исламским движением сопротивления» (ХАМАС). А оно-то уж точно не верит в переговоры и ратует за вооруженные методы борьбы. Недаром Израиль и США, в отличие от России, считают это движение «террористическим».
В случае согласия на переговоры Махмуд Аббас рискнет пойти против мнения большинства своих соратников. Это чревато распадом палестинского единства, что может привести к внутреннему вооруженному конфликту. Возможно также, что израильтяне сами захотят способствовать этому разладу и начнут боевую операцию в секторе Газа, находящемся под контролем ХАМАС. Кроме того, больших шансов на то, что государство Палестина по итогам этих переговоров будет создано, нет. Да и где оно может появиться? Многие территории все еще оккупированы Израилем. А Махмуд Аббас контролирует сегодня только часть автономии — Западный берег реки Иордан.
Таким образом, все три варианта являются либо плохими, либо очень плохими и в любом случае грозят вооруженными столкновениями. Начаться это может уже осенью, в сентябре, после того, как в августе месяце мусульмане отдохнут и проведут время в молитвах в свой ежегодный пост Рамадан. Когда я недавно спросила президента Махмуда Аббаса, а почему все-таки сентябрь, то он в первую очередь сослался на Барака Обаму. Мол, президент США на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре прошлого года сам пообещал, что ровно через год государство Палестина будет создано. Теперь все арабы ждут выполнения этого обещания. На этот же срок, подпевая американскому президенту, указал и квартет ближневосточных посредников (США, Россия, Евросоюз и ООН). Правда, и в речи Обамы, и в заявлении посредников говорилось более обтекаемо — о «желательности» того, чтобы к сентябрю 2011 года переговоры между израильтянами и палестинцами были завершены. Но арабы этот нюанс не расслышали или не захотели услышать. Они восприняли сказанное как отмашку к важному старту. Многие из них прямо говорят: «Или сейчас, или никогда».
Более того, 19 мая в речи перед Конгрессом президент США снова подбодрил палестинцев, объявив о том, что границы Палестины должны быть «прочерчены по линии до войны 1967 года». Хотя при этом он добавил, что тут необходим «взаимный добровольный обмен территориями» (то есть в ходе переговоров возможен торг), но по большому счету это как раз то, чего хотят палестинцы и против чего возражает нынешнее израильское правительство. И уже через три дня, выступая перед еврейской общиной в США после тяжелых переговоров с Нетаньяху, Барак Обама был более сдержан на обещания палестинцам. Он подчеркнул, а позже на пресс-конференциях повторил несколько раз: «Палестинцы совершат ошибку, обратившись к ООН, вместо того чтобы проводить переговоры с Израилем».
Арабы это восприняли не иначе как доказательство того, что перед выборами 2012 года американский президент не будет решать проблему Палестины, поскольку ему придется бороться за голоса еврейских избирателей. А значит, или действовать надо сейчас — в год арабских революций, или же решение проблемы отодвинется на далекое будущее. Помнится, за свои яркие выступления Барак Обама авансом получил Нобелевскую премию мира («за огромные усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами»). Сейчас он своими красивыми речами толкает палестинцев на большую дорогу к заветной цели. А значит, на Ближнем Востоке не исключена новая война — в этом взрывоопасном регионе нужны не красивые слова, а конкретные дела.
Автор — политический обозреватель «Московских новостей», востоковед