Автор — ведущий научный сотрудник ЦЭФИР
В последние годы разве что ленивый не говорит о необходимости диверсификации российского производства и экспорта, который на 75% состоит из природных ресурсов. Чтобы доходы от него стали более стабильны, в экспортной корзине должно появиться много товаров высокой степени переработки. К сожалению, за последние 10 лет этого не произошло — масштаб концентрации экспорта на сырьевых товарах не претерпел изменений. Тому есть целый ряд причин, но хотелось бы остановиться на одном очень важном компоненте — таможне.
Для компаний, поставляющих товары за рубеж, столкновение с таможней неизбежно. Заполнение таможенной декларации, оформление груза, прохождение таможни — обязательные издержки экспортеров. Более того, новые фирмы, рассматривающие перспективы выхода на зарубежные рынки, также принимают эти издержки во внимание, и, возможно, для некоторых сложность и непрозрачность таможенных процедур становится непреодолимым препятствием. Все это может внести вклад в рост, точнее его отсутствие, диверсификации российского экспорта.
В России с 2004 года идет реформа таможни. С 1 января 2004 года вступил в действие новый Таможенный кодекс, который, согласно официальным заявлениям, должен был оптимизировать таможенные процедуры, ускорить их, снизить издержки для бизнеса. Наряду с принятием нового кодекса, при содействии Всемирного банка, в России началась реформа таможенных процедур. Стали готовиться и распространяться новшества — электронное декларирование, удаленный выпуск товаров, система управления рисками. Сейчас чуть больше половины таможенных транзакций оформляются с помощью системы электронного декларирования через интернет. Предполагается, что к 2014 году все 100% таможенных перевозок будут оформляться только электронным образом.
К сожалению, не все так радужно в отношении других составляющих таможенной реформы. Так, Счетную палату заинтересовало нововведение, издержки на которое даже близко не покрылись доходами от его реализации. А именно установка инспекционно-досмотровых комплексов, или ИДК. Задача ИДК — обеспечить максимально быстрый досмотр грузов путем электронного сканирования содержимого транспортных средств без их разгрузки. По сути, та самая процедура, с которой каждый из нас сталкивается при досмотре багажа в аэропорту, теперь должна была стать доступной и для больших транспортных средств, пересекающих некоторые таможенные посты России. Для экспортеров, впрочем, как и для импортеров, это означало бы сокращение в разы процедуры прохождения таможни, а также экономия на разгрузке и погрузке товаров, которые таможенники ранее досматривали почти вручную. Казалось бы, выгоды очевидны и можно только приветствовать такое новшество.
Однако, как обнаружила Счетная палата, нарушения начались уже на стадии закупки оборудования. При цене производителя таких установок порядка 30 млн рублей российская таможня заплатила за каждую около 100 млн рублей. Мало того, эффективность использования установок оказалась очень низкой: их загрузка не превышает 12%, часы работы не совпадают с часами работы таможни и в некоторых случаях их разместили в таможенных пунктах, через которые проходят не более двух транспортных средств в день. В итоге за первые девять месяцев 2009 года каждый комплекс позволил собрать штрафов в размере 136 657 рублей. И это, напомним, при цене закупки около 100 млн рублей.
Да, оценка затрат и выгод не в пользу ИДК. Но, возможно, выгода от их использования и не должна оцениваться ростом штрафов? Согласно заявлениям таможенных органов, установка таких комплексов должна была увеличить пропускную способность таможенных пунктов на 5-10%. Если бы это реализовалось, то мы могли бы наблюдать рост и экспорта, и импорта в целом, что, безусловно, было бы важным плюсом данной реформы и могло бы с лихвой перевесить отрицательный баланс прямых затрат и выигрышей.
Однако, проведенное нами исследование последствий установки ИДК, дает неутешительные результаты. На тех таможенных постах, где такие установки появились, по сравнению с таможенными постами, где таких установок нет, в 2007-2009 годах мы обнаружили значимое 20% снижение экспортных потоков.
Одно из объяснений парадоксальной ситуации, когда увеличение прозрачности и упрощение в целом контрольной процедуры приводит к отрицательному результату, может быть связано с коррупцией, пронизывающей всю систему таможенного контроля сверху донизу. Для бизнеса, сталкивающегося с таможенными органами, единственная возможность выживания и функционирования — в приспособлении к коррупционным схемам. В этом случае прозрачность отдельных процедур не играет на руку ни таможенникам, ни бизнесу, так как разрушает единичные сложившиеся коррупционные связи без радикальной «зачистки» всех остальных. Потеря доходов в одном месте коррупционной схемы приводит к поиску компенсации в другом — и результат, к сожалению, плачевен для экономики.
Жаль, что в повестку дня модернизационной стратегии правительство не ставит отдельным пунктом таможню, точнее, ее радикальную реформу. Конкурентоспособность любой модернизации-инновации-нанотехнологии может быть оценена только международным рынком. Но на пути к этому рынку стоит монстр российской таможни, который отпугивает новичков и значительно повышает издержки бывалых экспортеров. Без решения этой проблемы никакие вливания средств внутри страны не обернутся ростом и диверсификацией экспорта. Лучше уж потратить деньги на бурение новых скважин — вот для этих экспортеров никакая таможня не преграда.
Автор — ведущий научный сотрудник ЦЭФИР