Одна из явных задач сегодняшней пресс-конференции президента — показать полное отсутствие режиссуры. Дмитрий Медведев намеренно акцентировал внимание журналистов на том, что будет вести мероприятие сам, «без помощи администрации». Хороший ход. Ставка на искренность, человечность, открытость. Президент выглядит абсолютно живым человеком, который шутит, стесняется и разговаривает с прессой на равных.
Но режиссерскую руку все-таки видно.
Очевидно, что первым должен был быть вопрос о выборах. Почему его не задали те журналисты, на которых поначалу указывал Дмитрий Медведев? Неужели у них действительно были другие вопросы, ответы на которые хотелось бы получить раньше ответа на главный вопрос?
Политики и журналисты, либералы и консерваторы, домохозяйки и миллиардеры ждали от президента одного: будет ли он выставлять свою кандидатуру на выборах? Когда мы вчера с коллегами обсуждали возможные варианты ответа на этот вопрос, то все высказали одно и то же предположение: никакого ответа не будет.
Дмитрий Медведев предположение наше подтвердил. На вопрос от «Независимой газеты» о следующем сроке президентства он ответил: «Все должно подчиняться сценарию». А еще: «У избирательного жанра свои законы».
Но если есть сценарий и выбран жанр — должна быть и режиссура этой постановки.
Новый сезон политического сериала с главным героем Дмитрием Медведевым начался с операции «Преемник». Завязка явно подразумевала возвращение на президентское кресло Владимира Путина. С появлением «Народного фронта» мы начали стремительно приближаться к кульминации действа.
«Политическая жизнь — это не шоу», — заявил сегодня Дмитрий Медведев. И это правда. В реальной политике назначенный злодей может переписать под себя сценарий и попытаться отрежиссировать историю. Поэтому на роль системного антагониста нужно выбирать наиболее лояльных и проверенных людей.
Для того чтобы возвращение Владимира Путина прошло по демократическому сценарию, он должен честно выиграть выборы у достаточно сильного конкурента. Но конкурент должен быть не настолько силен, чтобы рискнуть вести самостоятельную игру. Медведев — идеальная кандидатура антагониста. У него есть влияние, известность, собственный рейтинг. Под него Прохоров форматирует «Правое дело», и, очевидно, именно от этой организации и состоится выдвижение. Но праволиберальная идеология не может победить сегодня в России. Это понимает и Прохоров, который хочет сделать свою партию второй партией в Думе. О первом месте речь не идет. И Медведев, когда говорит об успехе и эффективности, имеет в виду командный успех. А значит успех и премьер-министра.
Мы, граждане России, также принимаем участие в постановке. Но не только в качестве статистов. Мы также и сорежиссеры. Даже по чужому сценарию можно снять свое кино.