Автор — политический обозреватель «Московских новостей», востоковед
Можно только порадоваться за успех Вашингтона в борьбе с терроризмом. Но не стоит забывать, что этот успех значим не только для американцев. Ведь Усама бен Ладен, уничтоженный спецназом США при штурме жилого дома под Исламабадом, несет ответственность за убийство многих наших соотечественников.
Среди тех, кто погиб в башнях-близнецах, взорванных 11 сентября 2001 года террористами «Аль-Каиды», были выходцы из России.
Наши люди, собственно, стали первыми мишенями бен Ладена. Это было в 1980-е годы, когда молодой Усама по призыву властей Саудовской Аравии приехал в Афганистан сражаться с советскими коммунистами. Тогда почти все арабские страны и религиозные авторитеты официально обратились к верующим с просьбой помочь своим мусульманским братьям. В Саудовской Аравии, как потом рассказывали автору этих строк сами боевики, они покупали билеты до Пакистана с 75%-ной скидкой. Это был бонус для тех, кто ехал на джихад.
Всем было ясно: раз куплен билет в один конец в Пакистан, оттуда одна дорога — на машине в соседний Афганистан. Каждый такой пассажир был «героем». Но, приехав в незнакомое место, надо было куда-то податься, где-то научиться стрелять и закладывать взрывчатку. Даже если ты всего лишь врач, как египтянин Айман аз-Завахири (позже он стал заместителем Усамы), все равно надо как-то найти эту заветную тропку в горы и попасть туда, откуда, как они считали, открывается дорога в рай. Спецслужбы сразу нескольких стран (прежде всего, Пакистана, Саудовской Аравии и США) придумали, как это сделать, чтобы самим оставаться в тени.
Были выбраны добровольцы из тех, что побогаче и посерьезнее, вроде обеспеченного Усамы. Впрочем, поначалу он был гораздо менее авторитетен, чем палестинский шейх Абдалла Аззам, имя которого на Западе мало кто помнит, а на Востоке поминают не реже, чем Усаму. В 1989 году этот лидер погиб вместе с двумя сыновьями при загадочном взрыве своего джипа в пакистанском Пешаваре.
До этого же, в 1985 году, он вместе с помощниками (Усама тоже крутился рядом) создал «Бюро по оказанию услуг» (по-арабски «мактаб аль-хидамат»). Это были не ритуальные услуги, конечно, а как раз те самые — по подготовке и доставке моджахедов. То есть приезжаешь — а тебя уже ждут, и все знают, в какой офис надо податься, чтобы тебя накормили, согрели и выдали обмундирование. Впоследствии это место стало называться «базой», что на арабском звучит как «Аль-Каида». Так начиналась история организации, которая только спустя 16 лет была названа террористической.
В наши дни власти арабских государств, и без того занятые подавлением демонстраций, не посмеют обратиться к своим народам с повторной просьбой помочь своим собратьям, хотя сочувствие к афганцам сохраняется. Сегодня в Афганистане не «шурави» борются за социализм, а американцы воюют за демократию. Против Америки не попрешь, если только не мечтаешь стать шахидом. Тогда же, наоборот, США в ажиотаже борьбы с Советским Союзом помогали наладить приток моджахедов в афганские горы. ЦРУ курировало и пестовало личностей, подобных Усаме бен Ладену.
Если кому-то из российских граждан не хочется вспоминать про афганский опыт, то можно привести и другие примеры, когда наши земляки погибали от длинной руки Усамы бен Ладена. По крайней мере ему или его последователям приписывали ответственность за эти теракты. Так, летом 2006 года в жарком Багдаде было совершено нападение на выехавших за продуктами сотрудников посольства России. Один был застрелен сразу, четверых продержали в заложниках. Потом появилось видео, на котором одному из них боевики в масках отрезают голову. Ответственность за это взял на себя филиал «Аль-Каиды» в Ираке.
Или вот в прошлом месяце было объявлено о ликвидации лидера арабских боевиков в Чечне, иорданца по прозвищу Муганнад. По сообщениям российских властей, он был связным «Аль-Каиды» на Кавказе и был причастен к организации атак смертников в российских городах. Тем не менее ни его смерть, ни смерть Усамы, или сообщения о такой же участи для главаря чеченских сепаратистов Доку Умарова (его уже раза три власти объявляли убитым, а он все жив) не вызвали у наших граждан бурных эмоций. По крайней мере, на улицы праздновать, как в Америке, никто не вышел.
Может, нам не нравится, что такого интересного персонажа, как Усама бен Ладен, не отловили все-таки, не посадили и не судили? Чтобы он по ходу процесса рассказал что-нибудь занятное, вспомнил былое? Или, может, кто-то вообще не верит, что это его останки, а не очередная инсценировка? Насмотрелись же фильмов про «хвосты, которые вертят собакой». Словом, интересно было бы знать, почему наши граждане так равнодушно воспринимают эту новость — об уничтожении нашего общего врага.
Зато понятно, почему пакистанский президент сразу же поспешил заявить, что его спецслужбы не участвовали в американской операции, совершенной по приказу Обамы в пригороде столицы Пакистана. Потому что лучше ущемление суверенитета, чем направленный на власти гнев миллионов мусульман: Усама остается популярным.
А раз так, то будет месть. И если иностранные войска находятся в Ираке, Афганистане, теперь еще и в Ливии, а обещанное государство Палестина до сих пор не создано, то будут новые взрывы. Сегодня ликвидирован никому уже не нужный Усама бен Ладен (в последние годы он ничем не руководил, а только сильно болел и прятался), но пояс шахида в Пакистане, Афганистане и Ираке все чаще надевают на себя даже ребята-подростки. Стоит внимательнее присмотреться и к тем, кто в эту арабскую весну свергает режимы в своих странах — а есть ли уверенность в том, что многие из них ближе по своим воззрениям к Западу, чем к «Аль-Каиде»? Врагов уничтожать надо. Только вот радоваться, действительно, пока особенно нечему.
Автор — политический обозреватель «Московских новостей», востоковед