Автор — профессор Российской экономической школы
Сделанное в понедельник заявление президента Обамы дало формальный старт новой предвыборной кампании в США. И хотя расклад сил в лагере его противников из республиканской партии пока не дает возможности понять, кто же будет его конкурентом в президентских выборах, на самом деле это не так уж и важно. Основным соперником Обамы будет не республиканская партия и выдвинутый ей кандидат. Основным соперником Обамы будет безработица. Именно с ней он борется последние два с лишним года.
Именно вокруг борьбы с безработицей строится вся экономическая политика президента Обамы. Именно из-за того, что безработица никак не идет на спад, федеральное правительство США и ФРС продолжают предоставлять фискальные стимулы, проводить мягкую денежную политику и количественное смягчение. Эта политика резко контрастирует с политикой, проводимой всеми остальными ведущими экономиками мира. Практически все правительства развитых стран затягивают пояса, сокращая свои расходы и увеличивая налоги. То же самое происходит и в самих Соединенных Штатах, но на уровне штатов и муниципалитетов. Это приводит, в частности, к сокращению числа бюджетников, что в последние месяцы стало одной из основных причин поддержания высокого уровня безработицы. Ключевым отличием в подходе федерального правительства США к экономической политике являются именно политические факторы и желание во что бы то ни стало победить безработицу до выборов 2012 года, обеспечив тем самым переизбрание Обамы.
Стимулирующая политика федерального правительства финансируется за счет увеличения государственного долга. Подобный подход нещадно критикуется оппонентами Обамы из республиканской партии, которые сделали борьбу за сокращение госрасходов центральной темой своей триумфальной кампании по выборам в конгресс прошлой осенью. Мягкая монетарная политика также вызывает негодование некоторых развивающихся стран, таких как Бразилия и Китай. Излишки ликвидности из США устремляются именно в эти страны, приводя к укреплению курса их валют и угрожая надуть очередной пузырь на рынке активов этих стран.
Основной опасностью в такой стратегии является то, что победа над безработицей будет достигнута ценой существенного роста инфляции. И в этом случае лекарство может оказаться хуже болезни. Исторические данные свидетельствуют о том, что рост инфляции — одна из тех проблем, за которые американские избиратели нещадно наказывают политиков. В соответствии с самой известной статистической моделью, предсказывающей шансы американских президентов на переизбрание, разработанной Рэем Фейром из Йельского университета, инфляция является одним из двух важнейших факторов (наряду с ростом ВВП), влияющих на вероятность президента сохранить свой пост.
На данном этапе коллапса на рынке американских долговых инструментов не наблюдается, то есть, по мнению инвесторов, правительство США способно справиться с ростом долговой нагрузки, не спровоцировав существенного роста инфляции. Но среди аналитиков и чиновников ФРС все чаще и чаще звучат призывы к постепенному ужесточению монетарной политики. По их мнению, ситуация на рынке труда стабилизируется, в то время как проблема возможного роста инфляции постепенно выходит на первый план.
Действительно, свежие данные по рынку труда внушают определенный оптимизм. Последний доклад о занятости зафиксировал увеличение количества рабочих мест на 216 000 и снижение безработицы до 8,8%, в то время как, по прогнозам аналитиков, эти цифры должны были составить 190 000 и 8,9% соответственно. В то же самое время цены на такие политически значимые товары, как продукты питания и бензин, растут по не зависящим от политики Обамы причинам. Если к этому прибавится еще и инфляция, вызванная монетарной политикой, это может переполнить чашу терпения американских избирателей. И если текущий уровень безработицы еще оставляет Обаме шансы на переизбрание, то скачок инфляции, скорее всего, будет стоить ему президентского кресла. Все это подталкивает администрацию Обамы к постепенному сворачиванию активного стимулирования экономики.
На данный момент никто не может сказать, окажутся ли уже принятые меры достаточными для того, чтобы снижение безработицы из радостного первоапрельского события превратилось в устойчивый тренд. Но именно от этого, а не от предвыборной кампании в социальных сетях в конечном итоге будет зависеть судьба следующих президентских выборов в США.
Автор — профессор Российской экономической школы