Автор — востоковед, обозреватель «Московских новостей»
Ливийские повстанцы пока так и не дождались конкретной помощи от арабских и западных стран. На словах большинство из них вроде как готовы объединиться в коалицию против режима Муаммара Каддафи. Первый и последний раз похожая коалиция была сколочена 20 лет назад для наказания иракского лидера Саддама Хусейна за его агрессию против Кувейта. Операцию «Буря в пустыне» в начале 1991 года возглавили американцы, под их началом в коалицию вошли тогда около 40 государств. Советский Союз хотя и не участвовал в коллективном избиении Саддама, но одобрил соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, впервые после холодной войны поддержав американцев и их союзников в горячей войне на Ближнем Востоке.
Однако напомним, что с момента нападения Ирака на Кувейт в августе 1990 года до начала масштабной военной операции против Саддама прошло почти полгода. Все это время ушло на попытки переговоров с Багдадом и на дипломатические консультации между самими союзниками. Так что по меньшей мере наивны были те оппозиционеры в Ливии, которые рассчитывали, что вот-вот над их страной будет установлена зона, запретная для полетов ливийской военной авиации. «Причина отступления наших сил — это жесткие артиллерийские обстрелы и бомбардировки с воздуха. Если над нами будет бесполетная зона, то мы быстро вернем оставленные города», — объясняет представитель оппозиционного Национального совета Ливии Сабри аль-Мансури.
Он не скрывает, что оппозиционеры теряют надежду на скорую помощь извне. На что же они рассчитывают? На помощь Аллаха, конечно, ведь они все верующие, а многие являются членами запрещенных радикальных партий. И на раскол и даже предательство в окружении Муаммара Каддафи. Поддерживающие повстанцев арабские СМИ регулярно дают не всегда проверенную информацию о переходе отдельных офицеров или целых батальонов на сторону оппозиции. Были сообщения о якобы раздающейся время от времени странной стрельбе в правительственной резиденции «Азизийа» в Триполи, в бункере которой может находиться полковник.
Муаммар Каддафи по количеству совершенных на него покушений является рекордсменом среди арабских и африканских коллег. Чаще всего его пытались убить соратники из числа высших офицеров, некоторые попытки были предприняты при участии американского ЦРУ. В советские времена был случай, когда на обратном пути после визита в Москву его самолет чуть не сбили ливийские военные. Расследование выявило заговор, виновных казнили.
Но для оппозиции надеяться сейчас на такую возможность избавиться от полковника — это все равно что гадать на кофейной гуще. И это совсем не то, чего ожидали повстанцы после столь откровенной моральной поддержки со стороны Запада и арабского Востока. Та же Лига арабских государств, предложив на днях установить бесполетную зону над Ливией, сделала это аж через месяц после начала гражданской войны. Да еще в своем заявлении отметила, что никакого «иностранного военного вмешательства в события в Ливии быть не должно». Получилось лицемерно по отношению к повстанцам. Ведь опыт Ирака и Боснии и Герцеговины свидетельствует, что бесполетные зоны автоматически означают военное вмешательство. Ведь если ливийские самолеты нарушат бесполетную зону, то кто-то должен их сбивать. Кто-то должен патрулировать такую зону и подавлять огонь ливийских сил противовоздушной обороны.
Словом, сейчас оппозицию оставили один на один с войсками Муаммара Каддафи. Это стало ясно после прошедшей 15 марта встречи министров иностранных дел «большой восьмерки». Собравшиеся так и не договорились об установлении над Ливией бесполетной зоны. Инициативу продвигали Франция и Великобритания. Однако Россия, Германия, Италия, Канада и США отнеслись к предложению сдержанно. А японцам, понятное дело, и вовсе не до этого.
Как раз в то время, когда министры завершали свою встречу в Париже, ливийские правительственные войска уже входили в город Адждабия на востоке страны. Оттуда прямая дорога на оплот оппозиции город Бенгази и далее Тобрук. Тот факт, что во фронтовой ситуации наступил перелом, подтвердил французский министр иностранных дел Ален Жюппе. По его словам, Париж и Лондон с самого начала предлагали нанести удары по аэродромам и авиабазам в Ливии, «однако это предложение не было поддержано остальными». Теперь, по словам француза, время упущено: «Сегодня ситуация другая, потому что обстоятельства на месте существенно изменились».
На взятие Бенгази, от которого до Адждабии чуть более 250 км, войскам Каддафи потребуется время. Гражданская война в Ливии продолжится. Но каким бы ни были ее итоги, международное сообщество взяло курс на изоляцию нынешнего ливийского режима. Муаммар Каддафи уже сталкивался с этим, и если он победит и выживет, то страну снова ждут международные санкции, возможно даже, над ее территорией рано или поздно установят беспилотную зону. Однако пример Ирака показывает, что без вмешательства извне смена режима может произойти не так быстро, как этого хочет вооруженная оппозиция.
Автор — востоковед, обозреватель «Московских новостей»