Автор — корреспондент ИД «Коммерсантъ»
Тандем расколот, и этого уже никто не скроет: в голосовании побеждает кандидат, поддержанный Владимиром Путиным, а на следующие сутки Дмитрий Медведев публично высказывает свои сомнения по поводу честности (если дословно, то справедливости) этого голосования. Политическая сенсация с явными далеко идущими последствиями, и страшно представить, что мы об этом прочитаем на WikiLeaks.
Ну да, речь идет всего лишь о выборе олимпийского талисмана. После вмешательства Владимира Путина, неожиданно поддержавшего кандидатуру леопарда, это животное, ранее считавшееся аутсайдером конкурса, превратилось в фаворита и с 28% голосов телезрителей заняло первое место. Вероятно, победа леопарда как-то сказалась на первоначальных планах организаторов конкурса, потому что уже в день подведения итогов было объявлено, что победителей будет трое — кроме леопарда, талисманами сочинских игр будут белый медведь и зайчик. В газетах пишут, что если за леопардом стоит Путин, то за белым медведем, очевидно, Медведев, но со слов спикера Совета Федерации Сергея Миронова (Миронов, конечно, склонен к странным заявлениям, но приписывать президенту слова, которых он не говорил, в этих кругах не принято, поэтому в данном случае Миронову стоит верить) известно, что президент болел за бурого медведя, а не за белого. Кроме того, считающийся едва ли не наиболее характерным представителем команды Дмитрия Медведева его помощник по экономике Аркадий Дворкович уже после заявлений премьера Путина о леопарде публично болел и агитировал в Твиттере за кандидатуру снегиря, набравшего в итоге около 10% голосов и не попавшего в тройку победителей. Политологи также гадают (причем гадают всерьез), не является ли появление рядом с леопардом и белым медведем еще и зайчика признаком того, что на выборах 2012 года может появиться третий, помимо Медведева и Путина, главный герой. Наконец, стоит вспомнить и о фаворите интернет-голосования — жабе по имени Зойч. Зойч до сих пор крайне популярен, но к финальному голосованию его не допустили — будем считать, что это такая олимпийская версия Алексея Навального.
Если бы все происходило в нормальном обществе, чем была бы эта история? Милым таблоидным сюжетом, поводом для шуток в юмористических шоу и не более того. У нас же даже не хочется перечислять весь этот набор обстоятельств с использованием слов «Тандем», «Чуров» и «не место для дискуссий». Каждый раз, когда случается очередное «народное голосование», будь то «Имя Россия», «Семь чудес» (помните, как ингуши голосовали за свою крепость Вовнушки?) или что-то подобное, событие автоматически из развлекательной сферы перемещается в политическую — в лишенной демократии стране любое потешное голосование выглядит совсем не потешным.
Даже в этих симулятивных выборах все выглядит по-взрослому в самом плохом смысле этого слова — никто не верит в честность голосования, власть применяет свой административный ресурс, а теперь вот и «раскол тандема» становится определяющей чертой при выборе олимпийского талисмана. Как солдат, который, глядя на танк, думает о бабах, потому что он о них всегда думает, так и Россия, глядя на олимпийских зайчиков, вынуждена думать о Медведеве и Путине. Но главный вопрос не в том, за каким животным стоит тот или иной политик, а в том, что нужно сделать, чтобы избавиться от этого наваждения.
Автор — корреспондент ИД «Коммерсантъ»