Автор — научный сотрудник лаборатории институциональных проблем Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара
В течение последних двух месяцев в центре внимания мировой общественности находятся события на Ближнем Востоке. Свержение правящих режимов в Тунисе и Египте, многотысячные демонстрации в Алжире, Йемене и Бахрейне, вооруженные столкновения в Ливии вызвали широкий международный резонанс. Протесты в арабском мире стали еще одним свидетельством того, что человечество сталкивается с волнами демократизации, которые накрывают целые географические регионы.
Безусловно, построение устойчивых демократий в странах Северной Африки не является гарантированным: у всех перед глазами пример иранской революции 1979 года, которая первоначально привела к власти широкую коалицию, но затем обернулась захватом власти исламистами. Однако уход диктаторов, находившихся у власти больше двух десятилетий, со всей очевидностью показал, что авторитарные режимы, несмотря на свою внешнюю прочность, рушатся как карточные домики.
Бурные политические события не остались без внимания первых лиц российского государства. Владимир Путин в ходе совместной с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу пресс-конференции предостерег западных партнеров от попыток повлиять извне на демократические процессы в других странах, говоря о событиях в Северной Африке. «Надо дать людям самим определять свою судьбу и свое будущее», — подчеркнул премьер.
В похожем стиле высказался и Дмитрий Медведев. На заседании Национального антитеррористического комитета президент заявил: «Надо смотреть правде в глаза. Такой сценарий они раньше готовили для нас, а сейчас они тем более будут пытаться его осуществлять. В любом случае этот сценарий не пройдет». За высказываниями представителей правящего дуумвирата плохо скрывалась убежденность в том, что за протестами на Ближнем Востоке стоит «Вашингтонский обком». Это неудивительно, ведь в 2000-е годы главной внутриполитической задачей Кремль считал недопущение оранжевой революции.
Надо сказать, что Запад действительно влияет на внутриполитическую ситуацию в родном Отечестве. Правда, влияние это скорее опосредованное: периоды политического «потепления» и «похолодания» в России синхронизированы с периодами усиления и ослабления развитых стран. Так, переход от НЭПа к политике коллективизации, ускоренной индустриализации и массового террора в СССР произошел одновременно с началом Великой депрессии в США. Быстрое послевоенное восстановление Европы, консолидация стран Запада под началом США были важными факторами того, что к 1953 году большая часть советской элиты осознавала необходимость реформ.
Переход от преобразований Хрущева — Косыгина к консервации политической системы СССР совпал по времени со студенческими революциями 1968 года и последующим кризисом 1970-х годов на Западе (стагфляция и энергетические кризисы 1973-го и 1979 года). В 1980-е годы ситуация в мире радикально изменилась: «неолиберальная революция» Рейгана и Тэтчер, демократическая трансформация стран Южной Европы, начало рыночных преобразований в Китае способствовали тому, что необходимость реформ осознали и в СССР. В условиях резкого падения цен на нефть в середине 1980-х годов, ускорения евроинтеграции, динамичного экономического роста развитых стран и усиления международного влияния США России пришлось осуществлять радикальную перестройку общественно-политической и экономической системы.
На рубеже тысячелетий обстановка в мире вновь переменилась: крах высокотехнологичного рынка NASDAQ в 2000 году, рецессия в США в 2001 году, теракты 11 сентября того же года, война США в Ираке и Афганистане, провал референдума по ратификации общеевропейской конституции в 2004 году, начало ипотечного кризиса в США в 2007 году, потрясения на финансовых рынках в 2008–2009 годах свидетельствуют об ослаблении стран Запада в первом десятилетии XXI века. Одновременно с этими событиями в России начали набирать силу авторитарные тенденции: взятие под контроль центральных СМИ, повышение процентного барьера для прохождения партий в Государственную думу, отмена выборов губернаторов. На этом основании можно предположить, что общественно-политическая либерализация в нашей стране наступит лишь после завершения глобального кризиса, когда на Россию усилится давление со стороны Запада и ей придется глубоко перестраиваться для адаптации к изменившимся мировым реалиям.
В чем причина столь сильного влияния внешних импульсов на развитие внутриполитической ситуации в России? По всей видимости, в период успешного развития Запада отставание России от развитых стран становится угрожающим для ее существования, и элиты вынуждены проводить преобразования, предполагающие общественно-политическую и экономическую либерализацию. Наоборот, в период великих кризисов (как это было в 1970-е годы) власти теряют осязаемый стимул к проведению реформ и отказываются от политики частичного заимствования западных институтов. При этом временный уход развитых стран от внешнеполитической экспансии (например, США после войны во Вьетнаме) толкает отечественную элиту к реализации военных авантюр, одна из которых заканчивается реальной «геополитической катастрофой». Проигранные войны, как это не раз случалось в российской истории (Крымская война, Русско-Японская война, война в Афганистане), становятся ясным знаком бесперспективности «застойной автаркии», после чего происходит переход к реализации либеральных реформ. Важную роль играет выход стран Запада из кризиса и усиление их роли на международной арене (яркая иллюстрация — США времен Рональда Рейгана), а также позитивный пример соседних стран (так, революции 1989 года в странах Центральной и Восточной Европы стали предвестником краха коммунизма в СССР и Югославии).
Означает ли сказанное выше, что российским либералам и демократам нужно сидеть сложа руки в ожидании лучших времен? Конечно, можно последовать совету древнекитайского стратега Сунь Цзы и долго сидеть на берегу реки, чтобы в итоге увидеть, как мимо проплывет труп врага. Однако стратегически правильнее использовать все легальные возможности для осуществления политической деятельности и создания профессиональной альтернативы действующей власти. Несмотря на существование множества бюрократических ограничений, оппозиционеры должны делать все от них зависящее для участия в выборах, так как многие граждане хотят видеть их имена в избирательных бюллетенях. Необходимо активно работать над поиском новых сторонников, выдвигать конструктивную повестку дня и объяснять ее содержание гражданам, серьезно подходить к организации массовых митингов, оставаясь при этом в существующем правовом поле. Только в результате кропотливой и сложной работы у оппозиционных политиков появится шанс на получение существенной поддержки со стороны избирателей и дальнейшее осуществление демократических реформ.
Автор — научный сотрудник лаборатории институциональных проблем Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара