Автор — обозреватель «Новой газеты»
Свобода уходит нагая: Джулиана Ассанжа английское правосудие решило выдать правосудию шведскому — если, конечно, жалоба на вердикт не будет удовлетворена вышестоящей инстанцией. Судя по всему, в «деле Ассанжа» все же нет политической подоплеки — только «личное». Или специфические представления о сексе жертв — в кавычках или без — неутомимого изобличителя мировых лидеров. Ассанж теперь и сам мировой лидер: если верить разоблачительной книге его бывшего партнера Даниэля Домшайт-Берга, в сущности, в этом и состояла цель амбициозного «компьютерщика». В этом смысле Ассанж напоминает классического персонажа из мультиков, стремящегося к порабощению всего земного шара. Что ж, это ему удалось, но лишь отчасти: к феномену WikiLeaks быстро привыкли, он стал вчерашней новостью, а к новым разоблачениям даже их герои стали как-то нечувствительны. В современном перенасыщенном информационном поле новости долго не живут, а от разоблачений потребитель устал — его уже ничем не удивишь.
Словом, когда 3 мая сего года книга самого Джулиана Ассанжа «Герой сегодняшнего дня? Внутри мира WikiLeaks» появится в продаже за $19,95, она уже не окажется столь сенсационной и востребованной, каковой могла быть, например, месяца два назад. Интерес к человеку 2010 года поугаснет, потому что на дворе 2011 год, и он ждет новых героев.
И хотя тексты телеграмм публикуются, книги о феномене WikiLeaks выходят, судьбой Ассанжа и его порванных презервативов живо интересуются читатели, Джулиану не удалось сделать главного: он не смог изменить мир. И если волнения в арабской «ойкумене» его меняют, то отнюдь не благодаря австралийскому взломщику сайтов. Мировые лидеры и так знали о том, как они относятся друг к другу вне светового радиуса софитов и протоколов официальных встреч, — телеграммы не сообщили ничего нового. Скандалы, погромыхав, ушли в прошлое, как исчезает почти без следа любая актуальная информация. Если женщины в массе своей разделяют почти монтеневского полета мудрость «Все мужики — сволочи», то и население любой, даже шибко развитой страны убеждено: «Все политики — козлы». И ассанжевы секреты ничего не меняют в этой убежденности, существующей независимо от наличия или отсутствия новой информации.
Партнеры этого весьма специфического персонажа тоже оказались не вполне стандартными. Например, такая яркая, но, деликатно выражаясь, неоднозначная личность, как Исраэль Шамир, бывший советский еврей, полюбивший палестинский народ как родной. Вот, например, что писал буквально на днях Шамир в газете «Завтра»: «Не надо бояться углубления и демократизации революции, расширения ее базы. Настоящие демократы — не те, кто так себя называют, а те, кто не боится народа. В России укоренился страх оранжевых «цветных» революций, но не следует доводить этот страх до паранойи. Народ обычно прав, и его инстинкты верны. Так, в случае самых свободных выборов в России — не придут к власти Касьянов и Каспаров, Новодворская и Немцов. Скорее усилят свое влияние круги, близкие к газете «Завтра».
Мотивация самого Ассанжа расплывчата и сомнительна: транспарентность ради того, чтобы уязвить Америку, — не слишком ли мелка цель? Предтеча Ассанжа Дэниэл Эллсберг, который «утек» за 40 лет до сегодняшних событий материалы Пентагона по вьетнамской войне, преследовал куда более конкретную цель — прекращение войны. Это была его позиция ученого и интеллектуала, бывшего сотрудника Рэнд корпопрейшн и аппарата Генри Киссинджера.
Ассанж не Эллсберг. И даже не Алексей Навальный, который ведет свою войну против коррумпированной российской бюрократии. Возможно, он тоже хочет завоевать свой мир, то есть Россию, но делает это с четким целеполаганием и с умением обрабатывать информацию, а не просто вываливает все, что слил незадачливый американский сержант, в интернет и на полосы газет.
А теперь еще и сам главный персонаж несколько дискредитирован: его политическое свободолюбие подорвалось на сексуальной свободе. Вероятно, он испытывает ненависть ко всему незащищенному — как информации, так и сексу…
Ассанж — уходящая натура. Просто потому, что люди устали от секретов и скандалов. Это всего лишь зрелище. Ну, примерно такое же, как «Программа Максимум».
Автор — обозреватель «Новой газеты»