Автор — профессор Йельского университета
Начну с того, что, пожалуй, больше всего интересует российских читателей Forbes — выступления президента Дмитрия Медведева и реакции на него участников форума. Надо помнить, что пленарное выступление на открытии Давоса — это знаковое событие для любой страны и для международного бизнеса, заинтересованного в инвестициях или работе в этой стране. Для меня главный смысл не столько в том, что именно сказано в речи, а в сигналах, которые такое выступление дает.
Уже сам факт, что президент Медведев прилетел в Давос, несмотря на террористический акт в Домодедово, — чрезвычайно важный сигнал о заинтересованности России в том, чтобы быть полноценным участником мировой экономики и глобального бизнеса.
Речь президента была посвящена трем темам: терроризму, международным политическим вопросам и экономике. Реакция участников на часть речи, посвященную терроризму, вполне предсказуема. Все понимают, что терроризм — одна из главных глобальных проблем, и Россия здесь не исключение. С точки зрения вопросов международной политики, самый интересный отзыв я услышал от руководителя одного из влиятельных Вашингтонских think-tank. Он считает, что эта речь задает совершенно другой тон в представлениях о роли России — намного более конструктивный. Выступление Медведева создало общее ощущение, что Россия готова не только предлагать и конструктивно обсуждать, но и договариваться по главным вопросам — от международных финансовых институтов до роли «двадцатки».
В отличие от прошлогоднего выступления в Давосе Николя Саркози, в целом неудавшегося, нынешняя, гораздо более «прорыночная», речь Медведева на экономические темы была очень тепло принята участниками форума. Вопросы развития экономики России Медведев поднял где-то в середине речи, заявив, что хочет остановиться на кратком списке таких вопросов — всего десяти. Конечно, многие участники форума в этот момент немного заскучали. Но сам факт, что президент посвятил этому столько времени и показал детальное понимание «скучных» экономических вопросов и заинтересованность в их обсуждении, — это второй важный сигнал для инвесторов. Третий сигнал — в порядке экономических тем. Первой и самой важной темой была приватизация. Почему? Очень просто — послекризисной России будут нужны деньги. Медведев сказал, что приватизация может и не принести больших доходов. Но тем не менее важность приватизации сейчас в том, что для того чтобы хорошо продать государственные активы, государство будет вынуждено улучшать инвестиционный климат. Проблема экономических реформ в России заключается в том, что элита часто не заинтересована в них. Поэтому, если необходимость приватизации приведет к реформам, улучшающим инвестиционную привлекательность России, — это действительно хорошо. Для меня особенно важной новостью стали меры по улучшению «человеческого капитала» России — подтверждение президентом программы обучения за рубежом россиян, включая и государственных чиновников, и упрощение процедуры выдачи виз для иностранцев с высоким уровнем квалификации.
Если говорить о форуме в целом, то его самое большое отличие от предыдущих форумов заключается в том, что значительная часть программы посвящена вопросам, не связанным напрямую с бизнесом и экономикой. Социальное предпринимательство, неправительственные организации, искусство, филантропия, социальная ответственность бизнеса, пожалуй, в первый раз в истории форума были представлены как полноценная часть программы. Скорее всего, такое изменения фокуса также дает сигнал — сигнал о том, что именно эти вопросы будут играть намного большую роль в послекризисном мире.
Автор — профессор Йельского университета