Инвесторам нужны хорошие новости: фраза «дела обстоят хуже некуда, поэтому любое изменение окажется позитивным» вполне подойдет
Автор — профессор экономики Российской экономической школы; обзреватель газеты "Ведомости"
Арнольд Шварценеггер закончил свое выступление словами «Я здесь для того, чтобы помочь вам всем, чем я могу. Я ваш слуга и сделаю все возможное, чтобы помочь вашему бизнесу здесь в России». После этого губернатор Калифорнии сфотографировался с организатором завтрака в Рице Сашей Джонсон и в сопровождении свиты направился к выходу. Перед дверью он, как ему и положено, развернулся и сказал, со знакомой с детства интонацией «I’ll be back», самую знаменитую киношную реплику всех времен и народов. Когда аудитория — крупные капиталисты из Кремниевой долины и те, кто пригласил их в Москву, — отсмеялись, как им положено, я вышел на подиум и показал свой первый слайд «Russian Economy in 2010».
Тот, кто много выступал перед иностранными инвесторами, знает: когда говоришь что-нибудь негативное про условия, в которых им придётся вести бизнес, отношение к бизнесу в стране, политику правительства, они просто пропускают это мимо ушей. Индексы качества государственного управления, настолько же низкие, как и само качество, их не интересуют. Их глаза загораются, когда они слышат: «Хорошие новости».
Поскольку в тот же день калифорнийские бизнесмены слушали и политологов, и политиков, было ясно, что негатива они получают достаточно. Дешевый трюк, который знает каждый экономист, выступающий перед инвесторами, состоит в том, чтобы о всех негативных изменениях говорить в терминах увеличения потенциала роста. После реплики премьера Путина потенциал роста капитализации компании «Мечел» вырос на $5 млрд. Никакого обмана. Путин высказался, капитализация упала на $5 млрд. Если считать прежнюю, до выступления, цену равновесной, то потенциал роста действительно увеличился на те же $5 млрд. Например, если бы через час премьер сказал: «Какой Зюзин? Я думал, я произнёс «Сечин», — капитализация бы выросла и можно было бы сказать: «После реплики премьера Путина капитализация компании «Мечел» выросла на $5 млрд».
Тот же фокус можно применить, говоря о политике правительства. «Хорошие новости. Дела обстоят так невесело, что правительство не может не осознавать, что жить и развиваться с помощью той модели, с помощью которой мы развивались раньше, больше нельзя…»
Впрочем, это не совсем честно. Правильно, когда бизнесменов интересуют, в основном, хорошие новости. Если нет возможности извлечь прибыль, на что вообще смотреть? И наоборот, зачем нашей стране нужны приезжие бизнесмены, если они не могут извлечь прибыль? Инвестиции, сделанные добровольно — когда инвестор не интересуется ничем, кроме прибыли, — гораздо более эффективны, чем те, которые сделаны под нажимом госчиновников. В этом случае инвестор имеет стимулы вкладывать деньги в те проекты, которые принесут максимальную прибыль — что нам и нужно, а не в те, которые нужны госчиновнику. Было бы здорово, если бы мой рассказ про российскую экономику мог чем-то помочь.
Автор — профессор экономики Российской экономической школы