Автор — обозреватель «Новой газеты»
Триумф воли Юрия Михайловича, явленный им на заседании московского регионального политсовета партии «Единая Россия», может означать, что или в своей уже открытой войне с президентом Лужков просто, как настоящий боец, пошел ва-банк, или в борьбе за сохранение своего поста он ощущает поддержку премьер-министра. Да и действовал градоначальник в стилистике «национального лидера», который тоже не склонен признавать за собой вообще никаких ошибок — Лужков отбивался по всем пунктам обвинения, от смога до пчел. И надо сказать, корявая работа телевизионного агитпропа, скорее, вызвала симпатию и жалость по отношению к мэру, нежели чувство брезгливости. Как говорил Иосиф Бродский, «если Евтушенко против колхозов, то я — за»…
«Есть желающие критиковать мэра Москвы, который, видите ли, шесть дней пребывал в отпуске и вернулся, по мнению одного руководителя, нормально, а по мнению неопределенных лиц из администрации президента, поздно», — сказал московский городской голова. Пожалуй, так конституционного главу государства еще никто не называл — «неопределенные лица из администрации президента». Формула как бы аккуратная, но на самом деле крайне вызывающая: все стороны конфликта знают, кто что и о ком сказал. Президент Дмитрий Медведев давно и искренне не любит московского мэра, он его раздражает. Последней каплей стало отсутствие Лужкова в Москве во время экологической катастрофы. Снять мэра Медведеву, судя по последним событиям, не дает премьер-министр Владимир Путин. Тем самым глава правительства показывает всем, что президент слаб и несамостоятелен, а все решения принимает он, Путин.
Это не означает, что Владимир Владимирович так уж любит Юрия Михайловича. Беспрецедентно масштабное «мочилово» мэра по всем трем федеральным каналам не могло быть предпринято без ведома главы правительства. Скорее всего, он участвовал в санкционировании «наезда». Но его задача в другом: не дать президенту снять мэра, а, выдержав сколь угодно длинную паузу, сделать это самостоятельно, показав, кто в доме хозяин. Можно даже и не снимать Лужкова до конца его официального срока — Путину от этого ни тепло, ни холодно. К тому же будет время спокойно определиться с преемником вечного мэра, просидевшего в своем кресле так долго, что даже Путину пока с ним рано тягаться. Отставка мэра будет означать обратное: Медведев прошел тест на президентство и будет участвовать в гонке. Но такой вариант развития событий, если судить по поведению Лужкова, маловероятен.
Как когда-то, в 1998 году, Лужков торпедировал Виктора Черномырдина и воленс-ноленс обеспечил премьерство Евгения Примакова, ставшего реальным кандидатом в президенты, так и сейчас он решает судьбу высшей российской власти, смешивая все карты. Вот это действительно политический тяжеловес, злой гений российской политики!
Загадкой осталось только его явление в ходе заключительного акта ярославского Мирового политического форума. Он появился на людях прямо перед выступлением президента. Вряд ли Лужков так стремился услышать спич президента о демократии, что оставил дорогих сердцу пчел и ринулся на север, в Ярославль. Вокруг шептались, что он приехал просить прощения. Никто не знает, был ли он допущен к «телу», состоялось ли примирение и вообще, был ли разговор. Судя по дерзким тирадам и уверенному поведению мэра, мир между главой государства и главой «лучшего города земли» не был подписан.
Так что по первичным политическим признакам тандем раскололся о кепку, и сохранение статуса мэра означает, что Путин, скорее всего, определился — он пойдет в президенты. Иначе зачем так жестко и демонстративно унижать Медведева?
События ближайших дней покажут, так ли это, и не пришел ли на смену «чекистскому крюку» «чекистский клин», который вбит между главой государства и главой правительства. Причем вбит отнюдь не мэром, который в данном случае лишь инструмент, пригодившийся премьеру для продолжения его бесконечно длинной, как тувинская степь, политической карьеры.