Широко обсуждаемый в последнее время законопроект «О полиции» декларирует совершенно нормальные формы подхода к работе полиции, основой которой является защита конституционных прав. Однако я как гражданин не увидел в этом законе упоминания о чести и достоинстве гражданина ни в обязанностях сотрудников полиции, ни в ответственности за их нарушения.
Возможность оскорблений и хамства и отсутствие жесткой дисциплинарной ответственности за них привело к негативным последствиям в сегодняшней системе МВД. В ст. 27 п. 1 указано, что сотрудники полиции обязаны знать конституцию, а их знания будут регулярно проверяться. Возникает вопрос: кем и когда? Не превратится ли это в формальную процедуру? Что будет с тем сотрудником или кандидатом на поступление в полицию, который не сдал экзамен по знанию конституции или нарушил ее требования во исполнение приказов начальства или т. н. «служебной необходимости»?
В самом законопроекте вводятся ограничения, которые по своей сути нарушают конституцию. Например, понятие «нераскрытие служебной информации». По сути своей служебной информацией является все, что связано с деятельностью органа и его сотрудников, включая негативные явления. При этом сотрудники не могут публично высказываться в отношении негативных процессов, происходящих как в самом ведомстве, так и в других органах власти, а также сотрудничать со СМИ. Появляется вопрос: что такое публичное высказывание — в компании больше трех человек, в интернете? И как в этих условиях журналистам, представителям общественных организаций и правозащитных объединений получать информацию или просто консультироваться, то есть осуществлять взаимодействие, прописанное в законе? Практически никак, и это по своей сути уже есть некое ограничение конституционных норм. Опять же, когда мы говорим о формулировке, принятой в законопроекте, — «достаточные основания полагать», каков порядок оценки этих оснований? Что такое «достаточность»? Из закона следует, что эти основания фактически утверждаются начальником. А что будет, если эти основания не будут обоснованы? В результате будут нарушены права граждан? Какова ответственность? В законопроекте об это не сказано.
Комментируя законопроект, президент Дмитрий Медведев заявил, что сотрудники полиции должны будут приносить публичные извинения. Совершенно правильный стратегический подход. Но из документа неясно: когда и в каких случаях мы можем получить эти извинения? Правильно задекларированные посылы в законопроекте могут быть сведены на нет правоиспользованием.
Теперь перейдем к антикоррупционной составляющей: недостаточно прописано социальное стимулирование службы в органах полиции; не в полном объеме защищены интересы тех лиц, здоровью которых в результате выполнения полицейским своих должностных обязанностей наносится реальный вред.
Не учтено высказанное президентом на декабрьской коллеги МВД пожелание о том, что при совершении преступления сотрудником правоохранительного органа (полиции) его статус является отягчающим обстоятельством.
Кроме того, ряд норм может запустить прямые коррупционные механизмы, связанные с получением информации о финансовом состоянии как юридических, так и физических лиц без санкции суда, а лишь на основании норм данного законопроекта. Эта информация может быть использована в случаях рейдерства. Отдельными пунктами прописано взаимодействие с налоговыми органами. Да, сегодня такое «взаимодействие» на коррупционной основе уже ведется. Поскольку налоговые органы часто проигрывают судебные иски, связанные с незаконными доначислениями, и к ним не идут ходоки «решать вопросы», организованы межведомственные группки, работающие по схеме: налоговые органы формируют претензии и быстренько передают их в органы МВД, а органы МВД быстренько возбуждают уголовные дела по неуплате налогов, и уже в рамках уголовного дела запускается процесс «решения вопроса» — проверенным коррупционным путем.
В общем, есть много вопросов к этому законопроекту, и эти вопросы уже собираются на сайте, открытом по инициативе Дмитрия Медведева. Теперь надо понять, будут ли учтены реальные предложения, изложенные гражданами и экспертами, и удастся ли сформировать полицию, защищающую интересы гражданина и подконтрольную обществу.
Автор — председатель Национального антикоррупционного комитета России