В Химках продолжают накаляться страсти. На защиту 150 га леса, отведенного под строительство автомагистрали Москва — Петербург, встали природоохранные организации, второй год забрасывающие Страсбургский суд исками. Чиновники, в свою очередь, ссылаясь на Лесной кодекс, доказывают, что вырубка законна.
Проблема не в том, что трасса может пройти только по этому лесу. Альтернативных путей очень много. Если посмотреть материалы, которые анализируют эти пути, то становится совершенно ясно: их цель — доказать то, что никаких других альтернативных путей нет. Это совершенно искусственная постановка вопроса, от которой сразу разит какой-то экономической заинтересованностью довольно дурного качества.
Все дорожное строительство у нас связано с проблемой так называемой приватизации земли и введения ее в торговый оборот. Землю, которая связана с жилым, торговым, транспортным и промышленным строительством, перепродавать можно. А сельскохозяйственную землю, парки и тем более леса продавать нельзя. Общая тенденция всех действий чиновников заключается в том, чтобы отводить такие земли под общественные нужды, прежде всего транспортные. По сути, они стремятся перевести часть земель во «внерыночном» статусе в рыночный. Как это можно сделать? Взять и запустить федеральную программу. Этот интерес настолько читается во всех подобных строительных планах, что к ним невозможно относиться лояльно.
В случае с Химкинским лесом проявились разные организации, с которыми проект не согласовали и которые не получили свой кусок пирога. Они как раз и инициируют это широкое общественное движение, сообщая о вреде строительства экологам. Другими словами, за всем этим стоит такой же интерес бюрократов, только неучтенных.
Серебряный бор хотели вырубать по той же схеме. Его тоже долго защищали экологи. В итоге нашелся вариант, который устраивал и чиновников, и жителей, а именно: вырыть тоннель. Природу сохранили, чиновники довольны, потому что это стоило еще дороже. Все в порядке, конфликт исчерпан.
Нельзя сказать, что это какой-то тупик, который неразрешим в нашей экономической ситуации. Просто сейчас он решился таким образом, что все деньги поделены между какими-то одними чиновниками, в то время как другие остались недовольны. А речь в данном случае идет о деньгах совершенно поразительных: один километр этого куска дороги стоит дороже, чем тоннель под Ла-Маншем. Так что здесь можно и тоннель вырыть — дешевле будет.
Экологи в данном случае — «чистые» люди. Они защищают общественное благо — лес. Как именно оно будет защищено, то есть кто в результате получит какие деньги — это второй вопрос. Основная задача, чтобы в конфигурации сегодняшней экономики найти такое решение, которым были бы довольны все. Сегодняшнее разрушает общественное благо и не дает чиновникам нажиться на этом.
Автор — архитектурный обозреватель