В завершающей весенне-летний политический сезон отставке Муртазы Рахимова сошлись воедино две тенденции текущей региональной политики Кремля.
Первая состоит в постепенной замене ветеранов губернаторского корпуса — тех глав регионов, которые отличаются почтенным возрастом и (или) проработали на своих постах четыре срока полномочий и более. За последний год в соответствии с этой логикой со своими креслами уже расстались:
— губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев (глава края с 1991 года; 61 год на момент отставки в 2009 году и перехода на должность полпреда президента России в Дальневосточном федеральном округе)
— губернатор Свердловской области Эдуард Россель (глава области с 1991 года с небольшим перерывом в 1993-1995 годах; 72 года на момент отставки);
— президент Татарстана Минтимер Шаймиев (глава республики с 1991 года; 73 года на момент отставки);
— губернатор Ростовской области Владимир Чуб (глава области с 1991 года; 61 год на момент отставки);
— губернатор Челябинской области Петр Сумин (глава области с 1996 года; 63 года на момент отставки);
— глава Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко (глава региона с 1991 года; 59 лет на момент отставки);
— глава Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов (глава региона с 1994 года; 57 лет на момент отставки);
— глава Оренбургской области Алексей Чернышев (возглавлял регион только с 1999 года, но на момент отставки в 2010 году ему был 71 год).
Теперь уходят президент Башкирии Муртаза Рахимов (фактический глава республики с 1990 года; 76 лет на момент отставки) и Николай Федоров — относительно молодой (52 года), но давно (с 1994 года) работающий президент Чувашии.
Вслед за ними «на выход» осенью нынешнего года в принципе стоят Николай Меркушкин (глава региона с 1995 года, 59 лет) и Кирсан Илюмжинов (глава региона с 1993 года, 48 лет). Если кто-то из них сохранит пост, то это будет брешью в кремлевских принципах отправлять на отдых тех, кто работает довольно давно.
Тем не менее это возможно. Ведь удержались на посту, например, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев (глава региона с 1997 года, 66 лет), глава Удмуртии Александр Волков (58 лет, фактически возглавляет регион с 1995 года, хотя президентом стал только в 2000 году), глава Курганской области Олег Богомолов (глава региона с 1996 года, 59 лет) и губернатор Владимирской области Николай Виноградов (глава области с 1996 года, 63 года). Во всех этих случаях, однако, главы регионов формально отработали до того только три срока и пошли теперь на четвертый. Плюс к тому им или не было особой альтернативы (Тулеев), или не нашлось много желающих на замену. Николай Виноградов играет также в губернаторском корпусе особую имиджевую роль отличающегося от общей массы руководителя — он не член «Единой России», исторически близок к КПРФ и фактически является членом компартии.
Если смотреть на тенденцию ухода ветеранов дальше, то после отставки Рахимова в губернаторском корпусе остался только один человек старше 70 лет — Юрий Лужков (73 года, возглавляет Москву с 1992 года). Срок его полномочий истекает в июле 2011 года, когда до 75-летнего юбилея Лужкова останется всего два месяца.
Ближе всего к московскому мэру по старшинству глава Омской области Леонид Полежаев (глава региона с 1991 года, 70 лет) и губернатор Московской области Борис Громов (возглавляет область с 1999 года и работает всего лишь третий срок, однако ему скоро 67 лет). И у Полежаева, и у Громова срок полномочий истекает в мае 2012 года.
Здесь самое время обратить внимание на вторую тенденцию, которая окончательно проявилась с досрочной отставкой Муртазы Рахимова.
Федеральный центр явно заинтересован в том, чтобы максимально разгрузить следующий предвыборный год от проблем смены власти в регионах, тем более в ключевых регионах с политической и с электоральной точки зрения. Поэтому в зоне особого внимания и риска (в плане досрочного ухода) те губернаторы, полномочия которых истекают в течение 2011 года или в период проведения президентских выборов в начале 2012 года. Причем это касается не только ветеранов губернаторского корпуса (Рахимов), но и других руководителей, которых Кремль по тем или иным причинам собирается поменять, а не продлить им полномочия.
Так, досрочно в отставку уже ушли глава Якутии Вячеслав Штыров (работал только второй срок, который истекал в декабре 2011 года; на момент отставки 57 лет) и глава Карелии Сергей Катанандов (работал третий срок, который истекал в марте 2011 года; на момент отставки 55 лет).
Кто может быть следующим? Среди губернаторов-ветеранов помимо мэра Москвы Юрия Лужкова в 2011 году (в июне) полномочия истекают у главы Белгородской области Евгения Савченко (возглавляет регион с 1993 года, 60 лет). Случай с Савченко похож на ситуацию с Аманом Тулеевым — популярный и с точки зрения публичной политики почти безальтернативный руководитель региона. Однако в отличие от кемеровского губернатора у Савченко, как ни считай, заканчивается четвертый срок полномочий. И если не делать исключений из кремлевских правил, ему придется уйти. Возможно, это будет переход в федеральные органы власти (ранее Савченко неформально уже звали работать министром сельского хозяйства) и отставка с поста главы Белгородчины окажется почетной и досрочной.
В зоне риска еще двое уже названных выше руководителей — Леонид Полежаев и Борис Громов. Они также при определенных обстоятельствах могут не доработать до конца своих сроков полномочий в мае 2012 года. В марте 2012 года полномочия истекают и еще у одного ветерана — губернатора Томской области Виктора Кресса (возглавляет регион с 1991 года, 61 год). В октябре нынешнего года во всех районах и городах Томской области пройдут выборы в представительные органы местного самоуправления и выборы 9 глав муниципальных образований. Результаты этих выборов будут иметь определенное значение и для перспектив губернатора.
Наконец, в 2011 году заканчиваются сроки полномочий еще у целого ряда региональных руководителей. В ряде случаев, очевидно, никаких сенсаций ждать не стоит. Это, касается, например, Чечни (полномочия Рамзана Кадырова истекают в марте 2011 года, и он, конечно, будет переназначен на второй срок). Аналогичная ситуация — переназначение в срок — скорее всего, сложится в Ульяновской области (губернатор Сергей Морозов работает второй срок, полномочия истекают в апреле 2011 года).
Однако есть регионы, где могут быть и неожиданности. В этом смысле наиболее интересен Санкт-Петербург. Второй срок полномочий Валентины Матвиенко заканчивается в декабре 2011 года. Если будет решено, что она останется на третий срок, то тогда, конечно, поздней осенью следующего года это переназначение и произойдет, ничего особенного не случится. Однако если и сама Валентина Матвиенко, и Кремль решат, что она должна продолжить карьеру в Москве, тогда смена власти в Санкт-Петербурге произойдет досрочно и, скорее всего, не позднее весны следующего года.
Вообще говоря, ситуация с Савченко и Матвиенко заставляет лишний раз задуматься — а не ждет ли нас действительно (не позднее февраля-марта следующего года) довольно серьезная перетряска федерального правительства? Как минимум, это не исключено. И тогда такая реформа кабинета министров станет очевидным стартом не только парламентской, но, возможно, и президентской избирательной кампании.
Автор — заместитель директора НИИ социальных систем