Абхазия просит у России 1,5 млрд рублей на ремонт канализации — система в катастрофическом состоянии, это грозит загрязнением Черного моря, и власти республики специально подчеркивают близость своей территории к олимпийскому Сочи, где в связи с будущими Играми с экологией все должно быть на отлично. Об этом рассказали во вторник «Ведомости». Олимпиада рискует подорожать сразу на 1,5 млрд — притом что Россия и так ежегодно выделяла Сочи 2 млрд рублей на туристическую инфрастуктуру, в том числе и реконструкцию очистных сооружений.
1,5 млрд — пустяк. Олимпиада позволяет удивительным образом оперировать миллиардами рублей: никто не знает, сколько она стоит, а попытка проанализировать олимпийскую смету грозит сумасшествием. Судите сами.
Смета, которую в рамках промокампании олимпийской столицы презентовали в 2007 году Международному олимпийскому комитету, составляла 313 млрд рублей (уточню — речь шла обо всех расходах, связанных с Олимпиадой). Уже в середине 2009 года вице-премьер Дмитрий Козак оптимизировал ее до 206 млрд рублей (из них бюджетных 118 млрд). Через год он же отрапортовал, что теперь Олимпиада стоит 185 млрд рублей, из которых государственных всего 87 млрд. Оптимизация и секвестрирование были главным достижением любого чиновника в кризис. Однако в середине прошлого года профильный заместитель министра регионального развития Юрий Рейлян прикинул, что олимпийский проект стоит 950 млрд рублей. Агентству «Интерфакс» пояснили в пресс-службе Козака, что 950 млрд — это стоимость всех объектов, а 185 млрд — объектов в пределах города. Правда, мэр Сочи Анатолий Пахомов со своей стороны заметил, что только на инфраструктуру города пойдет 800 млрд. Контрольный выстрел произвел Минрегион, который запросил удвоение взноса в Олимпстрой (со 144 млрд рублей до 304 млрд — вот и еще две цифры, никак не соотносящиеся с предыдущими). Тут наконец запутался сам Козак: «Насколько я понимаю, Минрегион внес предложение о перераспределении средств», — предположил он. Анонимные чиновники поясняют, что дело не в увеличении сметы, а в некоем изменении бюджетных кодов.
Видимо, бюджетные коды поменяются еще не раз. Деньги тонкими струйками льются в Сочи из десятка разных мест — из муниципалитета, региона, федерального бюджета (по данным Минфина, за олимпийскую стройку отвечают шесть ведомств, а по оценке Счетной палаты — 14), госкорпорации «Олимпстрой».
В конце прошлого года Счетная палата заключила, что понять, сколько государство решило потратить на Олимпиаду, невозможно. Согласно данным Минфина, это около 340 млрд рублей, однако анализ Счетной палаты показал, что Минфин учел не все расходные статьи и сумма составляет минимум 466 млрд рублей. Все ли учла сама Счетная палата? Перечислять и переставлять цифры можно бесконечно. И это не только потому, что деньги госкорпорации выведены из бюджета, но и потому, что оставшиеся деньги разбросаны по разным бюджетным статьям, заметили аудиторы.
Неразбериха творится не только в финансовой сфере. Пункт пропуска в грузовом порту Мзымта, который должен был стоять фасадом к морю, почему-то поставили боком. Теперь надо либо ломать и строить заново, либо пересогласовывать. Главный архитектор Сочи в апреле был с позором отправлен в отставку «за безразличие и непрофессионализм». «Все довел до ручки», — сказал мэр Пахомов и через три месяца восстановил его в должности, поскольку тот отдохнул и может приступить к работе «с новыми силами».
За четыре года госкорпорацию возглавляет уже четвертый руководитель, Сочи руководит третий мэр, сменились несколько профильных заместителей министра, а недавно, по слухам, в Петербург чуть не отпросился сам Козак.