Свежие предложения Минфина по повышению «налогов на грехи», мягко говоря, весьма радикальны. Судя по комментариям министерства, минимальный акциз на сигареты составит 17 рублей с пачки, на водку — 900 рублей с литра спирта, в результате минимальная цена за легальную бутылку вырастет вчетверо — до 390 рублей с нынешних 98 рублей. Если учесть еще и прирост НДС от увеличения цен на эти товары, прибавка для бюджета составит около триллиона рублей.
Само по себе повышение налогов на спиртное и табачные изделия для стабилизации бюджета — мера очень простая и часто встречающаяся. Повышение страховых взносов вызвало возмущение бизнеса, повышение НДФЛ пока неприемлемо политически, да и не решает проблемы федерального бюджета, так как НДФЛ полностью идет в казну регионов и муниципалитетов. Водочники и табачники имеют сильное лобби, но в силу вредности их продуктов возможности по противостоянию усилиям государства у них весьма ограниченны. Да и по историческим меркам — в сравнении с советскими и царскими временами — водка сейчас весьма дешева.
Основных проблем с ростом налогов и радужными прогнозами Минфина три.
Во-первых, опыт европейских государств по резкому увеличению акцизов показывает, что достаточно быстро начинается активный саботаж такой политики. Способы бывают разные — в Восточной Европе развился черный рынок. Приграничные с Белоруссией и Украиной города Польши и (в меньшем масштабе) Венгрии процветали, несмотря на огромную официальную безработицу, именно потому что в контрабанде участвовали все, включая таможенников и пограничников. В начале 2000-х доля нелегальных сигарет в Польше составляла до 70%, причем правительство по большому счету не было виновато, так как акцизы выросли в рамках европейских директив. Впоследствии объемы упали в связи с сокращением числа курящих и ростом акцизов у соседей. В Лондоне и Нью-Йорке в последние несколько лет вошли в моду самокрутки, так как листовой табак дешевле. И даже банкиры просят московских и киевских знакомых возить им сигареты или покупать в дьюти-фри.
Во-вторых, будут использоваться различия в политике установления акцизов разными государствами в пределах одного таможенного пространства. На границе американских штатов с разным налоговым режимом (либо с очень сильно различающимися правилами работы винных магазинов) процветает мелкооптовая торговля. Белоруссия и Казахстан входят с нами в единое таможенное пространство: чтобы рынок не использовал различия в регулировании между нашими странами, потребуется координация действий — процесс очень сложный.
В-третьих, рост легальных цен стимулирует рекриминализацию ликеро-водочной промышленности и рост самогоноварения. Понятно, что система контроля более-менее выстроена (несмотря на памятные провалы вроде внедрения ЕГАИС), но, когда новые легальные цены вырастут на 90% продукции, стимулы для нарушений и ресурсы для подкупа будут огромны.
Скорее всего, решение по акцизам будет принято, но в более мягкой форме. Собрать более 50% от запланированных средств удастся, только если случится чудо. А государству придется либо опять зарабатывать на высоких ценах на нефть, либо наконец заняться сокращением нерациональных расходов. А провозвестники конца света (или краха вертикали власти) получат хороший повод для предсказаний: и революции, и перестройке в России предшествовали меры по борьбе с пьянством и резкий рост цен на водку. Как говорилось в старом советском анекдоте, «станет водка двадцать пять — будем Зимний брать опять».